Tilda Swinton в фотосессии Karl Lagerfeld для рекламной кампании коллекции Chanel Paris-Edimbourg
Здравствуйте! :) В первой части более детального рассказа про популярные клетчатые орнаменты мы поговорим о "шотландке"(тартане) и ее разновидностях.
Техническое определение "шотландки" гласит: "Шотландка - ткань с рисунком в клетку из цветных нитей основы и утка. Вырабатывается из шерстяной пряжи саржевым или мелкоузорчатым (чаще креповым) переплетением. Это же определение полностью применимо и к термину "тартан".
Единый пост, посвященный "шотландке", жж назвало "слишком большим" :) , потому разбиваем его на две логические части. Прежде всего уделим должное внимание понятию, символике и истории тартана.
Первое упоминание шерстяной клетчатой ткани, ныне повсеместно известной как "шотландка", относится к III веку нашей эры (по второй информации - это 325 г нашей эры). Именно ее использовали в качестве теплой накидки древние галлы (современные шотландцы и ирландцы). Такая накидка обычно надевалась поверх рубахи и доходила до колена. При этом ее старались затейливо уложить в пышные складки и закрепить на талии поясом. Как гласит легенда, этот предмет одежды послужил прототипом знаменитого шотландского килта. Самый древний кусок тартана был найден недалеко от шотландского города Фолкирк. Эта ткань возрастом примерно 1700 лет сильно отличается от современных разноцветных тартанов: она сделана из неокрашенной овечьей шерсти - светлой и темной. В Национальном музее Шотландии в Эдинбурге хранится кусочек старой материи.
Уже очень длительное время в Шотландии тартан служит знаком родовой принадлежности. Однако, поначалу тартаны, которые ткались в Шотландии, не имели никакого специального имени и значения. О происхождении слова "тартан" историки спорят до сих пор. Одни, апеллируя к давним тесным связям между Францией и Шотландией, возводят корни названия к среднефранцузскому tiretaine - "грубая шерстяная ткань". Другие настаивают на кельтской этимологии, указывая, что в современном шотландском гэлике слово tarsainn означает "накрест", "поперек". Действительно, первоначально слово "тартан" обозначало принцип плетения ткани: каждая нить проходит над двумя другими, затем под двумя и так далее. Существует также версия происхождения от значения "цвет местности". Тартан ткался вручную из шерсти домашних овец, окрашенной красителями местного происхождения. Черную краску получали из коры ольхи, синюю - из ягод черники, зеленую - из василька, красную - из скального лишая, желтый - из папоротника и костенца, коричневый - из морских водорослей и т.д.(Для женских одеяний обычно использовались тартаны светлых и кремовых оттенков). Так появлялись варианты тканей, характерные для каждого района, и можно было определить по расцветке одежды человека откуда он. Со временем определенная расцветка тартана закреплялась в сознании за определенной местностью и впоследствии уже стала принадлежностью клана, рода, который там проживал .
В исторической литературе о тартане иногда встречаются мнения, что по его цвету можно было сделать выводы и о богатстве клана. Например, в старину красный цвет считался особенно престижным, поскольку его трудно получить из натуральных красителей. Яркие тартаны демонстрировали статус владельца, уверенность в себе и желание привлечь внимание. Темные расцветки, сливающиеся с окружающим ландшафтом, напротив, свидетельствовали о желании быть незаметным (такие расцветки составляют особую группу "охотничьих"тартанов, которые используются для пошива охотничьих костюмов).
Собственниками первых таких тартанов были 11 родов и семейств. Считается, что те, кто не принадлежал ни к одному из них, но населяли шотландские возвышенности, могли использовать какой-нибудь из 4 областных тартанов, а сходный орнамент у двух кланов может свидетельствовать о родственных узах. Вот, например, несколько вариантов наиболее распространенных тартанов:
Слева направо, сверху вниз: 1. Каледони (Caledonia)- универсальный тартан, который может носить каждый шотландец; 2. Блэк Уотч (Black Watch)- в историю вошел как военный тартан; 3. Балморал (Balmoral Royal)- королевский тартан строго разрешенный к ношению только членам королевской семьи, единственным посторонним, кому разрешено носить Балморал, это личный волынщик Её Величества; 4. Ройял Стюарт (Stewart Royal)- красный королевский Стюарт, с 1822 года личный тартан британского монарха, самый известный в мире тартан (в наше время его использование уже лишь теоретически требует разрешения) ; 5. Сент-Эндрюс (St Andrews)- также относится к королевским тартанам, получил достаточно широкое распространение, как и красный Стюарт; 6. Нова (Nova)- стал символом марки Burberry, создан для компании в 1920 году и занесён в регистр в 1985-м.
В дополнение, практически у каждого тартана существуют вариации для разных случаев.[(подробнее)] CLAN tartans - клановые тартаны - для использования членами клана. Тартаны clan и family предназначены для пользования членами семьи, и вряд ли вы найдёте сейчас их в свободной продаже. Кроме тартанов тех кланов, главы которых разрешают таковое распространение. При этом clan - собственно, клановый тартан, а family - тартан семьи, не образующей клана и не имеющей официального главы. Тартан группы name, наоборот, может носить любой с соответствующей фамилией, но совершенно необязательно принадлежащий к клану или конкретной семье. CHIEF tartans - персональные тартаны - носились и носятся исключительно только главами кланов и близкими членами их семей. Такой тартан, в основном, выглядит, как клановый, но с большим или меньшим отличием.
MacKintosh clan/ MacKintosh clan chief DISRICT tartans - местные тартаны, наверное, самый старые виды тартана, из которых как раз развились потом клановые тартаны. Сегодня такие тартаны носят люди, живущие или происходящие из какого-то места, и которые не могут носить клановые тартаны. Сейчас местные тартаны, как говорят иронично некоторые шотландцы, созданы для каждой деревни, холма и утеса. DRESS tartans - обычно так называют тартан, где в качестве одного из основных цветов используется белый. Возникновение "плательного" тартана связано с женской модой XVIII века. В те времена женщины обычно носили большие накидки или пелерины из тартана на основе белого или кремового цветов. Современная концепция "плательного" тартана вдохновлена той модой, и многие такие тартаны представляют собой обычный клановый с заменой одного из основных цветов на белый или с добавлением белого к стандартному набору. Несомненно, среди женщин плательные тартаны более популярны, однако, нет причин, по которым мужчина не может носить его, если захочет. HUNTING tartans - "охотничий" тартан - это такой, в котором преобладают зелёные и синие цвета и, зачастую, коричневый. Некоторые кланы не имеют "охотничьих" тартанов, например, у них основные - уже состоят из этих цветов, другие - имеют. И такой тартан можно носить вместо основного. То есть, слово "охотничий", в данном случае, означает не назначение тартана, а более то, что он более тёмного цвета. REGIMENTAL tartans - военные, полковые тартаны, относящиеся к тому или иному военному подразделению.
И это лишь несколько примеров разновидностей тартана, их существует множество! Например, степень яркости красок, цветов, используемых в тартане, определяет "современный" (modern) или "старый " (ancient), а также "обветренный" (weathered) тартаны или тартан с цветовой схемой под названием "реконструкция" (reproduction), но и это еще не все, есть ещё такие виды тартана, как "приглушённый" (muted) и "старинный" (antique)… - и все это различные степени осветления стандартных цветов :) Тартаны также различаются по плотности щерстяного полотна. Измеряется она в унциях (oz): минимальная - 8, максимальная - 16. Также существуют специальные правила ношения тартана - какой вариант следует надевать, кому и при каких обстоятельствах :)
Наиболее известны в значении клановые тартаны, но символика "шотландки" сейчас отнюдь не сводится к этой роли. Город, район, корпорация, семья, отдельный человек, важное событие - все может стать поводом для создания тартана (это группа тартанов называется commemorative или memorial). Возраст тартана не имеет значения, гораздо важнее официальное подтверждение его символической функции. Сегодня в мировом регистре тартанов Scottish Tartans World Register зафиксировано более 3000 образцов, принадлежащих семьям, городам, организациям и целым странам. В шотландском Scottish Register of Tartans их еще больше - более 6000. Такая разница объясняется просто: шотландский регистр, в отличие от мирового, продолжает регистрировать новые тартаны по сей день. Изобретение новых расцветок приурочивается практически к каждому сколь-нибудь значимому событию - к юбилею Королевы, к возвращению в Шотландию королевских регалий, к олимпийским играм, в память о принцессе Диане. Практически все шотландские клубы имеют свои расцветки, служба "Скорой помощи" также получила свой тартан. Список можно продолжать бесконечно, поскольку тартаны разрешены и для коммерческого использования - отелями, различными производящими компаниями, кораблями и так далее. Более того, можно зарегистрировать свой тартан на сайте официального реестра. Ссылки: Scottish Register of Tartans, можно зарегистрировать свой собственный узор тартана: http://www.tartanregister.gov.uk/index.aspx По этой ссылке можно искать узор тартана по цветам, имени и т.д.: http://www.tartanregister.gov.uk/search.aspx
Тартан "В память о Диане, Принцессе Уэльской" (1997) / 2. Тартан Hogmanay - по названию шотландского праздника, а также в честь 1 января 2000 г. / 3. Lunar tartan, 1970 (в цветах лунной поверхности и ракетного пламени).
Символика, традиции, качество - все это создает особую притягательность тартана. Этот клетчатый орнамент используется в одежде, аксессуарах, интерьерах..и т.д. Но дело не всегда обстояло так. Рассмотрим более подробно историю тартана и как все менялось.
Как уже было сказано выше, изначально четкой привязки орнамента тартана к определенному клану не существовало. Но к XVII столетию тартан стал считаться типичным признаком костюма шотландских горцев и приобрел отчетливое символическое значение. Именно поэтому после поражения шотландцев в битве при Каллодене, в 1746 году, в ходе якобитского восстания, английский парламент специальным указом запретил шотландцам носить национальный костюм. Это была попытка бороться с вольнолюбивыми горцами методом не только политического, но и культурного диктата. Однако, несмотря на запрет, многие продолжали носить тартан в знак протеста - так в семантике тартана появился оттенок оппозиционности. Шотландцам удалось добиться отмены дискриминационного указа только в 1782 году. [(Для интересующихся подробнее о битве и ее причинах.)] Сражение при Калло́дене (англ. Battle of Culloden)- сражение, произошедшее в ходе Второго якобитского восстания 16 апреля 1746 года в окрестностях Каллодена, селения в северной Шотландии неподалеку от города Инвернесс, между шотландским ополчением под предводительством Чарльза Эдуарда Стюарта, претендента на британский престол, и правительственными британскими войсками, под начальством герцога Камберлендского. Шотландцы были разбиты, сам Чарльз и остатки его армии успели спастись, но ненадолго. Восстание было поднято в надежде захватить трон королевства Шотландии. Это была последняя серьёзная попытка изгнанного из Британии дома вернуть себе трон. Также это была последняя битва между англичанами и шотландцами и последнее в истории сражение на территории Англии. Вот тут, например, можно почитать подробнее об этом восстании: https://ru.wikipedia.org/wiki/Второе_якобитское_восстание Это уже "исторические справки" на тему.
Битва при Каллодене", Дэвид Морье
Позже, в конце XVIII века, когда в Англии завершилась промышленная революция, появилось немало фирм, специализирующихся на изготовлении тартана. Наибольшей известностью среди них пользовалась компания William Wilson & Sons of Bannockburn ("Уильям Уилсон и сыновья из Баннокберна"). Эта фирма была основана в 1765 году и вскоре получила лицензию, став единственным поставщиком тартана для шотландской армии (Баннокберн находился вне юрисдикции запрета на ношение шотландского платья). В бою солдаты должны были носить тартан своего командира, чтобы без труда опознавать своих. Тогда возникла необходимость унификации и стали применяться "стандартные сочетания цветов", которые вначале шли под определенными номерами, и лишь позднее некоторые стали обозначаться названиями отдельных городов и местностей, а также именами шотландских кланов. (Книга образцов компании Wilson 1780 года считается старейшим письменным документальным источником по истории тартана, а наиболее знаменитая и полная книга образцов компании Wilson относится к 1819 году.)
В конце XVIII - начале XIX века возникла концепция, согласно которой названия конкретных расцветок тартана обязательно связывались с историей определенных кланов. Во многом это был грамотный маркетинговый ход, опиравшийся на интерес к национальным культурам, характерный для эпохи романтизма. Можно также справедливо сказать, что имел место некий "элемент случайности" в распределении и закреплении тартанов среди кланов. PS В комментариях к вводной части статьи о клетке, была ссылка на источник, в котором как раз был сделан акцент на этой "случайности":) Потому, для тех, кому это интересно, уделим чуть большее внимание описанию двух основных инцидентов, в результате и благодаря которым, во многом, и были закреплены определенные расцветки тартана за разными кланами. [(подробнее)]
В конце XVIII века шотландские эмигранты, жившие за пределами своей страны, стали усиленно интересоваться национальной историей, пытаясь сохранить культурное наследие. Они собирали коллекции предметов шотландской старины, и некоторые из них специализировались именно на тартанах. А в 1778 году было основано лондонское общество Высокогорья - своего рода клуб шотландских экспатов. В 1815 году это общество отправило письма вождям шотландских кланов с просьбой прислать образцы кланового тартана. Тогда выяснилось, что многие вожди не знали "свой тартан". Для разрешения этого вопроса одни обращались за советом к ветеранам своего клана, другие обращались на фирму Wilson (мы говорили о ней выше) с просьбой отправить им тартан своего клана. При этом многие расцветки приписывались тому или иному клану чисто случайно. Вторым инцидентом в этой серии "случайностей" можно назвать посещение Эдинбурга в 1822 году британским королем Георгом IV, и устроенный по этому случаю большой национальный праздник, организатором которого выступил сэр Вальтер Скотт. Все вожди кланов по его задумке должны были приветствовать короля одетыми в цвета своего клана. И опять возникло замешательство: целый ряд вождей не имели представления о "собственном" тартане. В этой ситуации одни, очевидно, изобрели новые варианты расцветок, которые и стали клановыми эмблемами, а другие попросту переименовали уже существующие тартаны :)
И все же, на протяжении XIX столетия, когда Шотландия постепенно утрачивала политический вес, тартан стал мощным культурным фактором, объединяющим шотландцев. В качестве же военной формы килт прекратил свое существование в 1940 году, хотя на сегодняшний день используется в качестве парадной одежды (для парада, демонстраций). Впрочем, повседневное ношение килта в Шотландии также со временем отошло на второй план, и теперь он считается исключительно праздничной одеждой.
А вот по-настоящему модным рисунком клетка стала лишь в XIX в. В эпоху романтизма, когда все модники и модницы зачитывались романами шотландца Вальтера Скотта и поэмами шотландца Джорджа Гордона Байрона, шотландская клетка стала приметой костюма настоящего романтика. Причем она была не только модным рисунком, но и знаком вольнодумства и свободомыслия. Те, кто поддерживал идею свободы, носили вместо плаща шотландский плед. Например, как мы видим это на знаменитом портрете Пушкина кисти О. Кипренского. Также романтики носили клетчатые жилеты и галстуки. Так было в 1820-е гг., но уже в следующем десятилетии клетчатое дневное или домашнее платье стало привычным в гардеробе модной дамы и клетка утратила свое значение символа оппозиции власти.
О. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина. 1827
Также считается, что непосредственно "моду на тартан" в XIX веке ввела королева Британии Виктория, которая обожала "все шотландское". Ее муж, принц Альберт, создал собственный дизайн тартана "Балморал", который украшал залы королевской резиденции в Шотландии. Историки не без юмора окрестили последующую викторианскую моду на тартан "балморализацией". Особый тартан Balmoral (Royal) - это королевский тартан, носить его могли только королева и члены королевской семьи (с ее разрешения) и личный волынщик королевы. В настоящее время ограничения по ношению тартана уже не соблюдаются так строго. В 1840-1850е гг. "шотландка" стала излюбленным мотивом для повседневных женских и детских платьев, а потом и мужских панталон. Благодаря викторианскому стилю шотландская клетка превратилась в один из классических рисунков, элемент классических стилей. В дальнейшем клетчатые ткани уже вошли в массовое производство и клетка прочно вошла в английскую моду.
Королева Виктория/ Замок Балморал (на королеве юбка из особого королевского тартана Балморал)/Узор клетки (тартан) Balmoral (Royal).
В подтверждение и одним из примеров массового использования и популярности шотландской клетки может служить клетка "Burberry" (ее второе название Nova). В 1856 году Томас Барберри открыл галантерейный магазинчик в графстве Гемпшир. Вскоре он дорос до торгового центра, и уже через несколько лет его продукция стала пользоваться таким успехом, что представители фирмы поспешили зарегистрировать свой логотип: Burberry - Equestrian Knight ("Рыцарь на коне"). К тому времени Томас решил создать плащ из ткани, которая бы отталкивала влагу, но пропускала воздух, и первый такой плащ появился в 1901 году и стал форменной одеждой британских офицеров во время Первой мировой войны, получив название "траншейного пальто" - тренчкот. А в 1924 году на подкладке тренчкота появилась знаменитая клетка "Барберри" из тонких полосок красного, песочного, черного и белого цвета. Восхищенные модники любили говорить, что это аристократично, "ведь изнанка - истинная суть вещи". Бренд Burberry сделал такую клетку символом своей марки. Изначально клетчатая ткань использовалась для подкладок пальто, но постепенно узор распространился на аксессуары, а потом и на остальную линейку продукции Burberry.
Бум на все клетчатое, связанный с Burberry, в дальнейшем пришелся и на начало 1990х гг., когда в Burberry появился новый руководитель - Ms. Rose Marie Bravo. С ее подачи бренд переориентировался на более молодую, энергичную и модную аудиторию. Роза-Мари создала несколько коллекций из белья и купальников, мягких медвежат, солнцезащитных очков, заколок для волос, зонтиков и прочих аксессуаров, выполненных в классической клетке. Та же Роза-Мари придумала осовременить клетку, заменив в ней традиционные цвета, но сохранив рисунок и пропорции. Так постепенно появились варианты цветового решения клетки: черно-белый, розовый (Candy Check), голубой (Blue Bell Check).
Узор стал очень популярен, подделывать его стали все больше и больше. В последнее время приверженцами этой клетки стали и так называемые "чавстеры", молодые люди с окраин Англии, которые ведут себя неподобающим образом. В результате всего этого с середины 2000х ходят слухи о том, что фирменная клетка даже может быть исключена из новых коллекций бренда …
Но вернемся к общей модной истории клетки. В 1930-е годы клетку "шотландку" можно было встретить в моделях парижских кутюрье, наряду с клеткой "домино", и "арлекин". В моделировании одежды начинают использоваться геометрические рисунки: клетка и полоска. Во время Второй мировой войны клетчатые ткани часто использовали в комбинированных моделях в сочетании с гладкой тканью. После войны клетка стала еще более популярной. Ее любили такие модельеры как Шанель и Диор.
Страницы журналов мод 30х-40х годов.
В конце 40х XX века в Америке также зародился стиль преппи (англ. preppy look), который характеризуется смесью делового стиля и smart casual и подразумевает опрятность, элитность и удобство. Тогда преппи был некой субкультурой, объединявшей учеников школ для "золотой молодёжи". Подростки вели определённый стиль жизни, обладали особыми манерами, лексиконом, были образованны, воспитанны, вежливы, нацелены на успех, выглядели аккуратно и опрятно. Они носили обязательную школьную форму и спортивную униформу для тенниса, лакросса и гольфа. Именно это и стало основой стиля преппи. Наверняка, в ближайшее время в сообществе появится отдельный пост, посвященный этому стилю, поэтому скажем лишь только, что клетка (шотландская, а также ромб-аргайл) является классическим атрибутом данного стиля. Известные марки Gant(Gant Shirtmakers) и Tommy Hilfiger начинали с коллекций в этом стиле и по настоящее время работают в данном направлении.
Фото: рекламная компания Tommy Hilfiger
Шотландская клетка вообще широко используется в школьной форме. В Японии это даже стало отдельным стилевым течением в современной уличной моде, японские школьницы-подростки носят клетчатые мини-юбки, демонстрируя тем самым бунтарский дух.
В 50е-60е годы клетка уже оказалась на пике популярности в разных своих вариантах. Мы еще будем об этом говорить, рассказывая и о других вариантах клетчатого принта. Пока несколько примеров использования клетки "шотландки" со страниц модных журналов того времени.
Фото 1 и 2: Страницы модных журналов 50х годов/ 1952 - 1956 годов.
В конце 1970х состоялся еще один всплеск внимания к "шотландке". Один из ее видов - Клетка Роял Стюарт (Royal Stewart) или Королевский Стюарт - стал особо популярным в панк-моде, возможно, из-за влияния группы The Exploited, участники которой носили различные юбки-шотландки с этим тартаном. Королевский Стюарт - это тартан королевского дома Стюарт, личный тартан королевы Елизаветы II (его также официально носили волынщики королевской шотландской драгунской гвардии). Неформалы (панки) присвоив себе традиционную клетчатую расцветку, которая до этого скорее ассоциировалась во всем мире с британской сдержанностью и аристократичностью, сделали ее неким символом бунтарства и воинственности. Это был своеобразный вызов всему чопорному и пуританскому.
Этот тартан становится известен и благодаря автоспорту - трехкратный чемпион мира шотландский автогонщик Джеки Стюарт использовал отличительные полосы тартана Royal Stewart вокруг шлема. Этот тартан в настоящее время один из самых используемых в мире.
Джон Янг Стюарт
Шотландская клетка более относится к классическому стилю, но ее также легко можно вписать в стиль кэжуэл, экстравагантный стиль, стиль urban и даже спортивные вещи делают с элементами такой расцветки. А вариантов ношения ее так много, что можно одеться в шотландку буквально с головы до ног. Будучи классикой, шотландка редко выходит из моды, постоянно мелькая в коллекциях ведущих дизайнеров. Например, Вивьен Вествуд активно использовала тартан в своих творениях, отнюдь не ограничиваясь вариациями на тему традиционного шотландского платья.. Будучи патриотом британского ремесленного искусства, она даже придумала свой собственный вариант шотландки для коллекции "Англомания" (осень-зима 1993/1994). Эту ткань она назвала Макандреас (MacAndreas) в честь своего мужа Андреаса Кронтхалера. Кстати, Вивьен Вествуд на лондонской церемонии модной премии The Scottish Fashion Awards получила награду "Зал славы" за любовь к шотландскому текстилю. Столь же популярна шотландка у японских дизайнеров ( таких как Рей Кавакубо и Юнии Ватанабе, Юна Такахаши) .
На фото справа тартан Макандреас (MacAndreas), придуманный Вивьен Вествуд
Современные дизайнеры любят "шотландку" и предлагают множество вариаций на эту тему - классический принт наносится на различные ткани, используется в моделях разных по силуэтам, стилю, сезону. И сейчас "шотландка" снова в тренде! Существует множество вариантов этой замечательной клетки, а желающие создать собственный дизайн тартана могут попробовать свои силы на сайте Музея Виктории и Альберта, где есть соответствующая виртуальная рубрика.
На этом мы закончим "историческую часть" и перейдем ко второй части нашего поста о "шотландке", где посмотрим на классические и современные варианты вещей с шотландской клеткой :)