Революция 1911

Dec 07, 2011 04:26


Не так давно посмотрел замечательный китайский фильм "Революция 1911", дискурс которого был весьма актуален в свете происходящих в России и в мире событий связанных с "революционными потрясениями".
Посвящен фильм, как не трудно догадаться из названия, событиям китайской революции 1911 года, когда была свергнута власть последнего императора Китая.

Фильм снят в духе недавнего китайского хита "Основание республики" http://colonelcassad.livejournal.com/20132.html и представляет собой линейное повествование привязанное к ключевым событиям революции с попутными размышлениями о необходимости революций как в конкретных исторических условиях, так и вообще.
Такая постановка вопроса со стороны китайских товарищей весьма интересна, ведь после взятия власти, победившие революционеры как правило снижают накал революционной риторики, дабы не подрывать основы нового пост-революционного порядка. Элементы идеологического затухания революционных идей мы легко можем видеть в Советском Союзе или в Третьем Рейхе.
В этом плане революционный дух фильма "Революция 1911" немало удивил, особенно после сугубо государственно-ориентированного фильма про основание КНР.



Бывший император Пу И в период зрелости

Итак, о чем собственно речь. 1911 год, в Китае правит императорская семья Цин во главе с малолетним императором Пу И (который позднее возглавит японское марионеточное государство Манчжоу-Го, а еще позже будет помилован председателем Мао - личность само по себе весьма интересная, но к фильму это конечно имеет опосредованное отношение). Так как император зело мал, его окружают разного рода чиновники, родственники и прочая челядь, которая именем императора правит огромной страной. Верховодит всем регентша надзирающая за малолетним Пу И.

Сама страна крайне слаба - она не так давно пережила несколько крупных военных поражений + на ее территории фактически проходила русско-японская война, часть ее территорий отторгнуты иностранцами (так как фильм совместный китайско-гонконгский, то в ряде эпизодов специально делают акцент на то, что английские империалистические хищники отторгли от Китай Гонконг). Пнули и Российскую Империю за участие в захватнических войнах на территории Китая - Россия упоминалась наравне с прочими интервентами. На картинке ниже я думаю вы без труда отыщите нашего дорогого императора Николая II.



Экономика расшатана, страна живет за счет внешних заимствований, за которые расплачивается своим политическим и экономическим суверенитетом. Простой народ живет в адской нищете, в армии и интеллигенции идут сильнейшие брожения. Зарождающийся капитализм вступает в острые противоречия с сохраняющимися пережитками феодализма. Страну сотрясают мощнейшие кровопролитные восстания. В общем налицо картина революционной ситуации и в этом плане фильм на 100% решает задачу показа такой революционной ситуации художественными средствами.



Начинается фильм сценой казни женщины-революционера, которая аки Иисус Христом шествует в колодках через народ к плахе, где ее поджидает палач, который в итоге и отрубает  ей специальным мечом голову. Сцена короткая, но очень сильная - сразу настраивает на нужный лад.

На фоне всего этого работают разного рода революционеры, наиболее влиятельной организацией из них считается - Тунмэнхой (переводчик переводил как Тунмэнхуй), которую возглавлял китайский национальный герой Сунь Ятсен, которого считают одним из прародителей коммунистической партии Китая.



Самое интересное, что данная организация была создана не в Китае, а в Японии (тут должны судорожны оживится все борцы с заокеанской рукой). Данная организация устраивает кровопролитные восстания против действующей власти (с сотнями и тысячами жертв с обеих сторон), но до поры до времени с горем пополам верные режиму войска эти восстания давят. Сам Сунь Ятсен как и Ленин сидит за границей (стоит отметить, что свою революцию Суть Ятсен сделает раньше Ленина), собирает с китайской диаспоры США деньги на революцию, троллит европейских банкиров требованиями не предоставлять Китаю кредиты, дабы империя скорее рухнула, идеологически направляет работу подрывных ячеек в самом Китае. Вообщем, оживший кошмар любого охранителя.



И вот на фоне этого бэкграунда на арену выходит Джеки Чан. Да-да, тот самый герой комедийных боевиков. Вообще, после воссоединения Гонконга с Китаем, китайские идеологи очень правильно построили политику идеологической интеграции бывшей британской колонии с коммунистическим Китаем. Один из самых известных гонконгских актеров, да что там говорить - один из самых известных азиатских актеров, благополучно интегрирован в китайскую культурную среду, став по сути одним из проводников китайской идеологической линии. И если в "Основании КНР" у Джеки Чана была лишь небольшая эпизодическая роль, то в "Революции 1911" ему доверили роль матерого революционера и по совместительству соратника Сунь Ятсена. Причем сам Джеки Чан принял участие в продюсировании и написании сценария своего юбилейного сотого фильма. Вот уж не думал, что на старости лет, яростно махавший ногами и руками герой боевиков будет проповедовать идеалы революции.



Герой Чана - Хуан Син, с самого начала показан решительным борцом со старым режимом и пока Сунь Ятсен собирает с китайской диаспоры в США деньги, он руководит восстанием в Гуанчжоу, с массовыми жертвами с обеих сторон при попытке линчевать семью местного правителя. Тому удается сбежать, в город вводят войска, начинаются уличные бои с применением артиллерии, восстание в итоге давят, а самому Хуан Сину чудом удается уцелеть и бежать. Походу дела герой Джеки Чана мочит защитников режима наганами с двух рук.
Потом его коллеги вылавливают трупы казненной революционной молодежи (не совсем понятно - то-ли ее расстреляли и утопили, то-ли просто заковали в цепи и утопили живьем - в общем такая себе аллюзия на стенания наших любителей французских булок по офицерам, которых топили революционные матросы). Разумеется. после ряда неудач с восстаниями, в среде революционеров царит уныние, но лидеры не унывают и готовят новые восстания. На сей раз они действуют умнее и поднимают восстание в армии. Поводом к новому восстанию послужила возня вокруг китайских железных дорог на которые зарились англичане, которые по своему обыкновению пытались подкупать местное руководство дорогими подарками, правда не айфонами, а дорогими автомобилями.



В армии на такое вот унижение свой страны смотреть уже никак не могут и в рядах среднего командного состава зреет заговор, который выливается в восстание против центральной власти. Когда начинаются народные выступления против текущей политики, войска которые как бы должны давить эти выступления (ничего не напоминает?) переходит на сторону восставших. В итоге - образовалась смычка военных-националистов, левых либералов, мелкой буржуазии и городского пролетариата, которые и явились движущей силой революции 1911 года.



Военные чуть ли не насильно вручили управление новой армией одному из колеблющихся генералов (генерал ясно дает офицерам понять, что он и не против революции, но участвовать в ней не хочет), который в итоге демонстративно срезает у себя плетенную косичку, демонстрируя тем самым, что порывает с старыми феодально-имперскими порядками. Попутно китайский "воен.спец" организует отпор немецкому броненосному крейсеру, который обстреливает позиции восставших. Данный эпизод наглядно показывает, как иностранцы пытались поддержать падавшую династию.
Само собой, в ходе революции и фактической гражданской войны империя начинает стремительно разваливаться, те или иные провинции начинают провозглашать независимость, часть правящих элит начинает склоняться к тому, что императорскую семью надо отстранить от власти. Однако старый режим упорствует и пытается военными силами вернуть все назад. На борьбу с революцией призывают военного министра Юань Шикая, который наносит восставшим ряд поражений, однако в критический момент фактически предает свое руководство (просто перестает давить на революционеров) и начинает свою игру, с целью самому занять пост верховного правителя Китая.



Где-то в этот период неустойчивого равновесия аки Ленин из Цюриха в Китай возвращается Сунь Ятсен, которого вскоре избирают "временным президентом". Как и положено революционеру-бессребренику, последний соглашается на пост в духе императора Палпатина - как только свергнем империю и установим республику, я сразу уйду (в отличие от тоталитарного Пал Палыча Палпатина, Сунь Ятсен свое слово такие сдержал). Соратники, включая Джеки Чана таким поворотом дела недовольны (ибо это очевидным образом ставит под угрозу будущее революции, но Суть Ятсен непреклонен), но вынуждены смирится с позицией вождя. Постепенно революционеры берут под контроль примерно половину страны.

Юань Шикай вместо того, чтобы подавлять восстание, нахально вымогает у императорского двора деньги (которых ему якобы не хватает для победы), а так как денег нет, императорский двор клянчит деньги на войну у европейских банкиров. Но тех уже обработал Сунь Ятсен и в итоге в спасительном кредите для династии Цин отказано. Юань Шикай троллит императорский двор рассказами об ужасных подробностях казни короля Людовика XVI с толстым намеком на то, что пора бы уходить, а не то все повторится. Наступает агония.

Юань Шикая прогоняют и лишают постов, при дворе царит подлинная истерика (сцена с ревущим Пу И очень сильная). В итоге все заканчивается падением династии Цин и установлением Республики. Суть Ятсен уходит, а хитрый Юань Шикай в итоге становится президентом этой новой республики, попутно демонстративно срезая себе косичку.
Заканчивается фильм красивым кадром, где сквозь щель в закрывающейся двери мы видим хитрую физиономию нового правителя Китая.
Таким образом китайская "февральская" революция победила. Китайская Империя как и Российская была ликвидирована, на ее месте образовалась буржуазная республика. В обоих случаях монархия пала.
Как и в России 1917 года, ее движущей силой была буржуазия и армия. Основные лозунги революции "национализм, независимость, социальная справедливость" были реализованы лишь отчасти.
В конце фильма дается позиция китайской компартии, которая указывает на то, что революция была половинчатой и не решила всех проблем по обеспечению независимости Китая или установлению социальной справедливости и лишь Коммунистическая Партия Китая обеспечила для Китая подлинную независимость, подлинный национализм и подлинную справедливость.



Тут вот что интересно, фактически, Китай между революцией 1911 года и основанием КНР во главе с председателем Мао дает такой себе пример того, как бы могла развиваться Россия, если бы после Февраля не было Октября.
Вот допустим, нашелся бы в России свой хитрый Юань Шикай, который бы установил правление военных и националистов - скажем был бы у нас в итоге свой Гоминьдан и  свой Чан Кайши, скажем тот же Корнилов. Пример Китая, где долгое время сохранялась буржуазная республика наглядно показывает всю тупиковость этого пути. Китай до прихода к власти коммунистов оставался слабой, зависимой от Запада страной, которую раздирали внутренние противоречия и которая после начала войну с Японией, как и прежде не смогла консолидировать общество против внешнего врага - закончилось все это оккупацией части Китая, Нанкинской резней, и многолетней войной за выживание.



Это такой себе толстый намек на то, что в буружуазном своем варианте, Россия бы не пережила нашествие Гитлера. В итоге потребовалась фактически вторая революция (такой себе сильно запоздавший Октябрь) и новая гражданская война, в результате которой выросший из Революции 1911 года Гоминьдан во главе с Чан Кайши потерпел поражение и власть перешла в руки коммунистов.
В этом плане, пример Китая показывает, что Октябрьская революция сэкономила для России пару десятков лет и миллионы жизней, которые потерял Китай в период между собственными "февралем" и "октябрем".



Мемориальный музей революции 1911 года



Прием по случаю 100-летия революции 1911 года.

Причем, что занятно, Суть Ятсена почитают и на Тайване, куда бежали от победивших коммунистов остатки разбитой армии Гоминьдана.

Тем не менее, признавая всю половинчатость революции 1911 года, Сунь Ятсен вполне себе официально числится в национальных героях и признается прогрессивным деятелем в рамках концепции перехода от феодализма к капитализму в полном соответствии с трудами Маркса и Энгельса, отголоски которых нетрудно увидеть в деятельности Сунь Ятсена.



Стоит так же отметить, что в Советском Союзе данный китайский деятель был так же весьма известен и например во время Великой Отечественной Войны активно воевал на Дальнем Востоке монитор "Сунь-Ятсен" о боевом пути которого можно почитать вот здесь http://shipandship.chat.ru/military/c016.htm



Помимо общей канвы повествования, фильм периодически устами героев подбрасывает зрителю жизненные вопросы о принципиальной необходимости революции и соотнесения этой необходимости и неизбежных жертв, которые этой революции сопутствуют. Фильм постулирует, что прогрессивные революции нужны и необходимы, даже в тех случаях, когда за нее должны сложить головы 40тыс.человек (как революционеров, так и их противников)



В этом плане, для стран "буржуазной демократии", где остро стоит вопрос "охранитель/революционер", данный фильм является сугубо подрывным, ибо он фактически постулирует прогрессивность свержения прогнивших буржуазных режимов и замену их на режимы социалистические. Сопутствующие жертвы и потрясения признаются печальными, но необходимыми. Скажем так, персонажи вроде Старикова, идеологию данного фильма не одобрят. Но с точки зрения успехов Китая, который вырос как раз из таких вот прогрессивных революций, данная точка зрения на революции вполне себе имеет право на существование.



В художественном отношении, вся идеологическая начинка подана очень качественно и идеально вписана в общую канву повествования, ввиду чего вбрасываемые тезисы не выглядят инородными, наоборот - показываемые исторические события призваны подчеркнуть правоту тезы о прогрессивном характере социалистической революции и оправданности жертв при ее осуществлении.



Актерская игра.

Хорошая, неудачных ролей среди главных персонажей не замечено. Лучшие работы - регентша-императрица, Юань-Шикай, Суть Ятсен (в образе китайского Ленина, хотя по исторической роли он скорее походит на кого-то в духе Мартова или Плеханова - такой себе прогрессивный меньшевик) и само собой герой Джеки Чана, который выступил в амплуа сугубо драматического персонажа, хотя в одном из эпизодов вспомнил молодость и надавал контр-революционерам ногой по мордам. Данная драка смотрелась в данном фильме несколько странно, но это такой себе мелкий недостаток - возможно Джеки Чан без драк никак не может. А так - добротная актерская игра. Товарищ Джеки Чан резко поднялся в моих глазах.

Графика.

Снято хорошо, я ряде моментов просто шикарно, компьютерная графика присутствует в меру и глаз не режет, немецкий броненосный крейсер или же видовые съемки императорского дворца вполне себе вписываются в реальные съемки.
Батальные съемки составляют небольшой объем фильма, но то что есть - вполне себе неплохо, хотя конечно же зная китайцев, можно было бы надеяться на массовки в духе Озерова и Бондарчука-старшего.

Музыка и звук.

Музыка хорошая, один трек - отличный. Звук так же не подкачал - звуки стрельбы, взрывов и прочего - все на уровне.

В итоге мы имеем качественный исторический фильм с серьезной смысловой нагрузкой, с хорошей игрой актеров, добротной графикой и цельным сюжетом. В нынешние времена такое удачное сочетание - редкость, поэтому смело рекомендую к просмотру всем. Да и в целом, Китай нынче является лидером по производству качественных исторических фильмов. А уж если взять социалистическую направленность этих картин, то особой альтернативы творчеству китайских товарищей не видно и в первом приближении. С нетерпением жду выхода ленты про начало коммунистической революции и выдвижение председателя Мао на первые роли в китайской политике. У нас о таких фильмах так вообще можно только мечтать.

Лицам революционных убеждений - так вообще обязательно к просмотру, лицам охранительных убеждений фильм вполне вероятно не понравится из-за идеологической направленности с нехорошими намеками на Февральскую революцию и свержение династии Романовых, но тем не менее рекомендую и им, ибо китайская революция 1911 года это такой себе аналог событий 1917 года. Так что можете сравнить и сделать свои собственные выводы, нужна была эта революция Китаю или нет, ну и заодно поразмышлять, стоят ли революции тех или иных жертв. Китайцы вот считают, что вполне стоят.

image Click to view



кино, революция, Китай, 1911

Previous post Next post
Up