East Front

Nov 02, 2011 01:51




Недавно просили про любимые игрушки написать. Про все писать долго, поэтому напишу про одну из своих любимых игр, а потом как-нибудь и про другие.

Так как с детства играл в шахматы, отвели меня туда с 6 лет, то приобщившись к компьютеру, я вполне логично подсел на пошаговые стратегии. Конечно играл и в RTS, но в целом именно пошаговые стратегии определяли мои симпатии, так как планирование в них чем то напоминало игру в шахматы - можно посидеть, подумать, составить план.
Поэтому, когда в 1996 году появились "Герои Меча и Магии 2", то конечно же они были сразу куплены и заиграны до дыр. Игра была настоящим шедевром своего времени и играбельна даже сейчас. До сих пор помню диск с рыцарем, на котором помимо игры был записан оперный саунд-трек, который помимо прочего проигрывался как музыкальный компакт. Но рассказ как вы уже наверное поняли из названия будет не про "Героев Меча и Магии".
И жил у меня этот диск не тужил, пока не появился у меня какой-то сборник (тогда такие сборники вроде "160 лучших игр" или "Лучшие стратегии 1996 года" выходили пачками), где "Герои 2" шла в комплекте с другими стратегиями. Как-то владелец того же магазина, где я покупал диски (а тогда я действительно покупал диски, а не болванки), предложил выкупить или обменять диск с игрой, которая к тому времени была уже несомненным хитом.
Я тогда был молодой и дурной, и довольно легко расстался с диском (о чем впоследствии даже жалел - хороший он был зараза). В обмен в магазине мне взамен всучили какую-то космическую стратегию оказавшуюся дешевой поделкой и диск с танком Т-34, на которой гордо красовалась надпись "East Front".

Ох, знал бы я тогда, сколько времени я на этот "East Front" и его продолжение убью.
Собственно, еще до появления у меня это диска, я уже пробовал свои силы в "Panzer General", ремейки которой выходят до сих пор.
Но ни до, ни после "East Front" я не встречал более хардкорной пошаговой стратегии.



До сих пор помню слоган на обложке диска "Защитите Родину-Мать от агрессора в кровавых сражениях 1941 года и войдите в побежденный Берлин или возглавьте ужасающие по своей мощи войска Вермахта на просторах России". Надо сказать, что игра не лукавила - путь до Берлина в ней было невыносимо долог, а войска вермахта были настолько ужасающими по своей мощи (особенно в 1941 году), как ни в одной другой игре.

Собственно, что предлагала игра?
Она моделировали сражения на Восточном фронте на уровне батальон-корпус в течение всем войны с 1941 по 1945 год. Причем слова батальон и корпус были отнюдь не пустыми. И если юнитами батальона можно было походить довольно быстро, то корпус производил впечатление огромной неповоротливой махины. На некоторых картах один ход мог длится по 30-40 минут - просто чтобы походить всеми боевыми единицами.



Разновидностей боевых единиц было просто огромное количество - насколько помню, чуть менее 1000.
Например, играя за Красную Армию вы получали не просто пехоту - тут были стрелки, пулеметчики, автоматчики, партизаны, отряды НКВД, саперы, кавалеристы, лыжники, велосипедисты, мотоциклисты, расчеты противотанковых ружей и так далее. У немцев и сателлитов наблюдалась аналогичная картина. Каждый юнит имел свои характеристики, включая мораль, которая зависела от уровня потерь, оголенности флангов или тылов, работы штаба и командира.
По технике то же самое - например миссии связанные с контр.ударами мех.корпусов лета 1941 года наглядно демонстрировали недостатки этих соединений - много легких танков, мало пехоты (тем более моторизованной), мало артиллерии, почти нет авиаподдержки. При этом в сражениях 1941 года хорошо видны преимущества Т-34 и КВ над немецкими танками. Баланс практически идеально передает имевшуюся в реальности разницу. При этом, при небрежной игре, немцы довольно легко уничтожают Т-34 и КВ, что собственно они и делали в реальности.
Это была одно из очень немногих игр, где можно было руководить соединением СС (никакой политкоректности) или же попробовать свои силы против такой части. 
Вообще, по прошествии многих лет, понимаешь, насколько гениально формула "East Front" в игровой форме передавала целый пласт проблем боевых действий второй мировой войны.
Сценарии посвященные 1941 году очень наглядно передают оперативно-тактические трудности стоявшие перед нашими командирами в начале войны. По прошествии многих лет, сопоставляя свои сегодняшние знания с тем, что предлагала игра, не устаешь поражаться, насколько точно авторы вычленили основные проблемы сторон показывая их в игре.



Помимо собственно отдельных сценариев, где вы могли сыграть за наших или за немцев во всех более менее значимых боях войны, там была просто циклопическая компания с невиданным реализмом.
Представьте, что вы начинаете играть за Советский Союз.
Вы выбираете одно из трех направлений "Барбароссы" - Север, Центр, Юг. На Севере к примеру вам предстоит воевать в лесисто-болотистой местности. На юге - степени, равнины, промышленные районы.
Вы создаете своего командира в звании лейтенанта.
Выбираете пехотный или танковый батальон - причем вам сразу показывают, что ваш батальон входит в состав такого-то полка, такой-то дивизии, такого-то корпуса. Вы сразу видите, что ваша часть лишь маленький механизм огромной военной машины.
Выбираете уровень сложности выше среднего.
Ставите туман войны - вы никогда не знаете, что немцы двинут на вас и где(как в реальности).
В итоге вы стартуете около границы с батальоном пехоты, у которого помимо собственно пехотинцев есть несколько пулеметных расчетов, грузовики для перевозки, пара 45-мм орудий (на конной тяге) и батареей гаубиц - а так же штаб батальона, плюс вы сам.
Возможно (но не обязательно) вам в помощь по ходу боя подойдет какое-то подкрепление - например рота пехота или отделение бронеавтомобилей. Возможно будет и помощь с воздуха. А может и нет. Рандом полный.
И вот первый бой. Перед вам карта. На ней помечены ключевые точки, которые вашему батальону штаб приказал удерживать любой ценой. Вы садитесь и начинаете строить оборону, быстро выясняя, что наличных сил, чтобы прикрыть все ключевые точки не хватает. А как вы хотели - 1941 год.
Вы начинаете прикидывать - что можно сдать, где в случае удара можно отойти, а что держать любой ценой.
А тут еще выясняется, что в тылу вашей позиции есть выход на шоссе, куда должны прорваться немцы.
Самое естественное желание вытянуть оборону в линию и ждать немцев.
Немцы приходят (причем совсем не обязательно что именно там, где вы их ждете, и выясняется, что ваш батальон таранит пара пехотных полков с приданными танками при поддержке авиации. Бой идет 14-20 ходов.
Как правило, к концу такого боя, у вас от первоначальных сил остается от силы 25-30% - пехота полегла под бомбежками в траншеях или в штыковых атаках (да, там есть и старый добрый штык молодец), орудия давно потеряны, штаб разбит, остатки войск отброшены кто в лес, кто в овраги и вы бессильно смотрите, как танки и грузовики с пехотой пройдя сквозь вашу оборону занимают ключевые точки - поселки, высоты, дорожные развязки доходят до шоссе и устремляются в тыл или фланг наших войск, которые ваш батальон не сумел прикрыть. От полного уничтожения вас спасла разве что батарея гаубиц, которая нанеся некоторый урон наступающим (маневр арт.огня неотъемлемая часть геймплея), дала остаткам ваших войск отступить от зоны прорыва.
Поражение.



Но самое интересное. Игра не заканчивается. После боя 24 июня, следует бой 27 июня.
На карте видно, что место боя уже дальше от границы и ближе к Киеву. Ваша дивизия отступила и вам снова ставят задачу - обороняться. И если вы думаете, что вы будете воевать теми же силами, то вы заблуждаетесь - сил у вас будет меньше. Ваш потрепанный в хлам батальон составляет в лучшем случае половину той силы, которая вступила в бой, плюс сердобольное командование дало вам еще один батальон (неполный), да не просто, а с двумя батареями противотанковых орудий, и как бы насмехаясь предоставило вам 3 бронеавтомобиля с парой батарей гаубиц. Ага, подумали вы, вот сейчас мы зададим немцам. Тем более карта (каждая следующая карта генерируются случайно) благоприятствует - прямое шоссе проходящее между двух небольших высоток. На гребне одной даже есть артиллерийский дот Линии Молотова, куда вы радостно пихаете пару орудий и пулеметный расчет. На этот раз никаких растянутых линий - фланги оголены до предела, основные силы двух батальонов сосредоточены в районе шоссе, дабы создать максимальную концентрацию огня. Задача та же не дать прорваться через свои позиции.



И что вы думаете, на этот раз прямо по шоссе прет авангард наступающей танковой дивизии - десятки танков, пара-тройка полков пехоты - и опять масса артиллерии и удары авиации.
Весь этот стальной каток накатывается на ваши позиции - часть танков съезжает с шоссе и заходит во фланг, остальные тупо таранят в лоб и с некоторыми потерями просто перекатываются через противотанковые батареи, гибнут артиллеристы, гибнет в неравном бою пехота, лишь одинокой дот на холме постреливает в сторону огромных масс пехоты и техники прущих через разгромленные позиции в направление вашего тыла (доту тоже не выжить - его обходят сзади немецкие саперы и сжигают).. Остатки ваших частей отброшены от шоссе и оказывают спорадическое сопротивление в окрестных лесах и поселках, категорически отказываясь атаковать, а то и вовсе убегая от огня противника.
И как апофеоз, ближе к концу боя, вы видите, как вместе с танками двигается штаб моторизованного корпуса. Вот так вот - двумя батальонами против корпуса. В итоге, после второго боя от вашего батальона осталась в лучшем случае рота с убитой моралью и разгромленным штабом. Вас просто переехали грубой силой без каких-либо шансов. Такие моменты очень хорошо запоминаются.
Можно конечно порадоваться, что уцелевшие набрались боевого опыта и должны как бы воевать лучше. Но когда в виде пополнения вам присылают в лучшем случае на пару взводов солдат, становится совсем не смешно.
Игра в этом плане безжалостна к игрокам - если нас в 1941 году били, то и в игре будут беспощадно бить.
Иногда бывает, что бой удается свести вничью потеряв лишь часть позиций (с неизменными огромными потерями) и вот так, в таких вот боях вы откатываетесь вместе с фронтом на восток, регулярно обновляя личный состав батальона - те кто успевает набраться опыта, гибнут в последующих боях. Плюс есть вероятность, что вас самого убьют, тяжело ранят или возьмут в плен - и ваше приключение на полях сражений Великой Отечественной Войны закончится в момент - начинайте заново.



Это не какие-то великие битвы за крупные населенные пункты - это те малоизвестные бои за забытые деревни и поселки, забрызганные грязью шоссейные развязки и номерные высоты. После нескольких боев описанных выше, понимаешь, что игра не будет вас вести через великие битвы - она предлагает вам суровую военную рутину - от боя к бою, через всю войну.
Хотя великий рандом может забросить ваш батальон и на направление главного удара. И тогда вы узнаете, почем фунт лиха в штурме укрепленного населенного пункта или же в обороне стратегического моста.
Теоретически, вы можете дойти до Берлина. Начав скажем компания за батальон в составе частей ЮЗФ, вы сначала откатитесь до Киева или Мелитополя - переживете (если получится) Уманский или Киевский котел, потом будете сражаться на Восточной Украине, а далее вас ждет (если доживете) зимняя компания, где вам возможно удастся показать немцам кузькину мать в наступлении в условиях распутицы или морозов.
А потом весенняя компания. Наступление на Харьков - и не факт, что там выживет ваш батальон да и вы сами. А потом летнее отступление к Дону и Сталинграду. И так до самого Берлина.
По ходу войны ваш батальон преображается - появляются новые типы оружия, иногда вы видите, как вашу атаку поддерживают "Катюши", появились танковые бригады - на снежную высоту в районе Миуса вместе с вашим батальоном наступает уже не 3 бронеавтомобиля, а несколько Т-34 приданных от танковой бригады. И так каждый месяц войны по несколько боев. Если воюете совсем неудачно и теряете почти все каждый бой - могут снять с командования (игра окончена) за полную командирскую бездарность.
Меняются и немцы. Серая форма сменяется белой, а вы зачастую продолжаете наступать в летней или осенней. Появляются новые типы техники и оружия. Скажем летом 1942 года вы уже не настолько полагаетесь на Т-34, так как у немцев уже есть танки длинноствольными орудиями и ваши любимцы зачастую погибают и в боях на средних дистанциях. Преимущества лета-осени 1941 безвозвратно уходит. Вы как огня боитесь зенитных орудий 88-мм, которые рвут в клочья ваши немногочисленные танки на запредельных дистанциях. Но впрочем и 75-мм с кумулятивными снарядами дает вам прикурить. В боях 1945 года вы видите уже плоды сумрачного германского танкостроительного гения. Малочисленные, но смертельно-опасные тяжелые танки немцев наглядно демонстрируют, что и в 1945 году немецкие танковые соединения являлись грозным противником.



Ваш протеже, за время боев так же набирается опыта и за успешные бои (в том числе и в обороне - например вы батальоном отмахались от полка пехоты удерживая безымянную высоту)вас могут представить к награде. За серию удачных боев - вас могут повысить в звании и даже предложить командовать сначала полком, а потом возможно и дивизией. А там если постараться, можно и до командира корпуса дослужится.
Но если вы думаете, что воевать дивизией проще, чем батальоном, то это фатальное заблуждение. Все стоящие перед вами систематические проблемы просто увеличиваются в масштабе. Ах, у вас стрелковая дивизия и танковая бригада, а получите атаку 2-3 полнокровных немецких дивизий, одна из которых эсесовская, а другая танковая. И когда вы после боя подсчитываешь уцелевшие остатки, которые отправятся воевать дальше, понимаешь, насколько суровой была задача перемолоть вермахт на просторах России. Все вопросы о том, почему же немцы так нас крепко били в 1941 и 1942 годах снимаются - игра наглядно демонстрирует почему и как нас били немцы на тактическом уровне.



Ну где еще комплексно поднимаются проблемы отрыва от штабов (потеряв связь со штабом/штаб уничтожен - часть сильно теряет в боеспособности), недостаточной дальности радиосвязи (часть теряет боеспособность), нехватки боеприпасов (часть боя ваша гаубичная батарея просто молчит - снарядов просто нет), плохая работа авиации - вы запросили авиаудар, а никто не прилетел. а если и прилетел, то вообще могут отработать не там, где вы просили, а то и вообще по своим.
Артиллерия работая по квадратам может давать дикие перелеты или недолеты, техника вязнет в грязи распутицы - если летом ваш взвод КВ еще более менее двигался на 6-7 клеток за ход по ровной местности, то в грязюке распутицы он ползет на 2-3, артиллерия на конной тяге безнадежно отстает если вы наступаете в такую погоду.



Карта стала больше, войск у вас больше, но больше и проблем. Например атаковать позиции эсэсовцев в районе Холма - сил у вас примерно столько же, сколько и у немцев, но у них позиции на склоне замерзшей реки по которой вам предстоит наступать. Уровень потерь прилагается.
В этом плане, иногда попадаются ситуации, когда вместо немцев на вас наступают румыны или венгры - для вас это праздник, так как вы уже знаете, что ударная сила полков и дивизий сателлитов намного слабее немецких. И против них завсегда приятнее как в обороне, так и в наступлении. Это так же немаловажная фишка игры - ну где еще можно попробовать повоевать против сателлитов, даже таких экзотических как итальянцы и словаки. Есть даже миссии за "голубую дивизию".



В общем, про эту игру рассказывать можно бесконечно, поскольку рандомный характер боев, предлагает фактически бесконечное количество боевых ситуаций, в которых окажется ваша часть.
Жесткая оборона, разведка боем, тактический отход, контр-удары, встречные бои (когда стороны вводят в бой силы по мере прибытия), танковые прорывы, наступления на широком фронте, лобовые атаки высот и укрепленных пунктов, сами городские бои за села, жилые массивы, промышленную застройку.
Вы никогда не знаете, что вас ждет в следующем бою и какими силами будет действовать противник.
И этим игра уникальна - ее реиграбельность бесконечна. Это помимо сотни исторических сражений с достоверно воссозданными группировками сторон и мощного редактора, где можно было нарисовать любую карту и исторически точно расположить на ней исторически действовавшие там силы сторон вплоть до конкретных батальонов.
Помимо прочего - игра поддерживает игру на одном компьютере для двух человек, так что с братом сыграли десятки партий.
Среди прочих достоинств - игра запускается даже на самых древних конфигурациях и на ноутбуках.



Конечно, была в игре определенная условность связанная с хексами и графикой, но ничего даже близкого по степени правдоподобия происходящего, за прошедшие 10 с лишним лет не встречал. Игра абсолютно не устарела, так как конкуренты в этом жанре у нее просто отсутствуют - последний раз запускал ее в начале этого года, ощущение те же самые, что и 10 лет назад (вторая часть вышла в 2001) - взрослая хардкорная игра для любителей пошаговых стратегий посвященных Великой Отечественной Войне. Очень жаль, что фирма выпускавшая "East Front" закрылась после выхода второй части (то же самое что и первая, только всего больше в несколько раз). Очень хотелось бы увидеть неизменный геймплей на новом технологическом уровне. 
В общем и целом данный стратегический шедевр входит в десятку моих самых любимых игр, в которые я играл на протяжение более 15 лет. Ее я уже не первый год неизменно рекомендую как лучшую стратегическую игру посвященную Великой Отечественной Войне.

east front, Великая Отечественная Война, стратегии, личное, игры

Previous post Next post
Up