Саму книгу читал еще в 90х, а сама она была написана еще в 50-х годах. Несмотря на возраст, произведение и в 90-е отлично читалось оставив в памяти приятные воспоминания об одном из лучших романов Кларка, коих довелось прочесть немало. Ну а тут значится эту книгу решили экранизировать в виде мини-сериала на 6 серий практически дословно пересказывающие фабулу повествования с некоторыми коррективами, связанными с перенесением действия из времен Холодной войны между СССР и США в современный нам мир. Это несколько меняет антураж, но на сути произведения практически не отражается.
Фабула такова. [Spoiler (click to open)] На Землю прилетают представители инопланетной расы сверхправителей, которые быстро устанавливают "непрямой контроль" над Землей, побеждают войны, болезни, голод и прочие напасти. Человечество добровольно идет в "счастливое рабство", а сопротивление быстро подавлено. Создается желанная многими утопия, где нет войн и болезней и все живут в достатке, но потеряна мотивация к труду, творчеству, познанию. Человечество приходит к праздному существованию, после чего пришельцы ранее скрывавшие свой образ показывают его людям. Они оказываются своеобразной пародией на дьяволов из древних религий, что является реверансом теории о палеоконтактах. Но так как всем хорошо, никто особо и не возмущается. Вслед за наукой угасают и религиозные верования. В конечном итоге оставшиеся смутьяны укрываются в последнем городе, где не хотят принимать "даров сверхправителей", которым в принципе без разницы это копошение людей, потому что они реализуют свой собственный план на счет человечества.
В конечном итоге, один из героев узнает, что "дьяволы" одарившие человечество, не более чем слуги высшего разума, который занимается искусственным ускорением эволюции за счет установления контроля над детьми и их "апгрейдом", после чего дети порывают со своими родителями и Землей, а сама Земля приносится в жертву новому поколению. В этом отношении книга обыгрывает известную тему взросления человека через отрыв от родителей, а в данном случае искусственно эволюционировавшие дети избавились как от непосредственных родителей, так и от Земли их породившей. Поэтому книга и называет "Конец детства". Старое человечество вымерло, планета погибла, а новые люди отправились к далеким неизведанным мирам, вступая во "взрослую жизнь".
Пришельцы в книге не плохие и не хорошие, для них происходящее с Землей обычная рутина с далеко не первой планетой прошедшей "ускоренный курс взросления", так как они лишь выполняют поручения "сверх-разума", которого можно трактовать и как местного бога, и как продукт эволюции коллективного сознания, в зависимости от приверженности научным или религиозным концепциям. Их действия механистичны, и если "дьяволы" еще поддаются каким-то эмоциям, то "сверх-разум" озабоченный решением глобальных вопросов в масштабах вселенной легко сметает человечество со стола, подобно старым хлебным крошкам, потому что у него есть "свой план на вселенную". А "старым-добрым людям" с их страстями и тщением оставить после себя материальные доказательства своего существования в этом "прекрасном новом мире" нет места. Отсюда мораль - бесплатный сыр бывает только в мышеловке, человечество в целом и человек в частности должны самостоятельно решать свою судьбу, прокладывая свой путь во вселенной.
Спецэффекты в фильме достаточно средненькие, музыка обычная, актеры в целом так себе, из известных личностей засветился Чарльз Дэнс в роле Кареллена (достаточно неплохо). В целом, экранизация оказалась достаточно пресной, книга по факту оставила более яркое впечатление. Классический случай когда "книга лучше". Тем не менее, для тех, кто не любит читать и фильм вполне подойдет, так как общее представление о романе Кларка он вполне дает + смысла даже в такой экранизации побольше, нежели в большинстве современных бессмысленных блокбастеров. Это такой себе "ремесленный" пересказ классического произведения, когда следование оригиналу не дает фильму опуститься совсем уж низко, но с другой стороны авторам фильма по большому счету от себя предложить нечего, кроме пересказа книги, которая несет в себе достаточно содержания, чтобы за ним было интересно смотреть.