У этого праздника немного странная судьба. Несмотря на то, что само событие имело воистину всечеловеческое значение, празднуется оно у нас практически рутинно, нет такого пристального общественного внимания, как к теме Великой Отечественной Войны, хотя Победа и была раньше, нежели Гагарин полетел в космос.
Конечно, с точки зрения поколений, которые так или иначе связаны с Войной, Победа доставшаяся ценой 26 млн. жизней более значима нежели первый полет человека в космос, но если задуматься о том, как будут оценивать потомки эти события через 200-300 лет, то наряду с Победой будут неизбежно вспоминать и триумф советской космической программы, которая является одним из главных пиков развития советской цивилизации. Сейчас все это воспринимается скорее как само собой разумеющееся, без сонма мега-пафосных торжеств всегосударственного масштаба. Вокруг 12 апреля с одной стороны есть достаточно монолитное мнение общества, а с другой стороны в отличие от ВОВ, действительно скрепляющей общество (она у нас одна из немногих действительно надежных скреп - как ни старались ликвидировать не смогли), День Космонавтики такую роль не выполняет, в силу "банализации" темы покорения космоса и космических полетов. Этот процесс набирал силу не только у нас, но и у американцев в 70-80-е годы, когда романтика покорения космоса выветрилась из массового коллективного сознания. Время, когда космонавты и астронавты просто побывав несколько часов в космосе становились героями целых поколений - ушло. Большинство даже не знает, кто там сейчас на орбите околачивается, а уж про то, что еще какие-то китайцы куда-то полетели, так и вовсе слышали в пол уха. Остались герои-иконы - у нас Гагарин и другие "апостолы-космонавты/астронавты), у американцев Армстронг (сегодня обойдемся без споров на тему Луны). В остальном же, триумф потребительского общества весьма сильно контрастирует с празднованием событий, которые как бы оппонируют идее всеобщего потребления, ставя во главу угла развитие, построенное на мобилизационном базисе. Ведь и у нас и у американцев, космические программы по факту носили весьма схожий характер, где государство мобилизовывала все возможные резервы на проект, весьма далекий от потребительских идеалов, где во главу угла были поставлены научные, военные и исследовательские цели.
Причем в те годы, вопрос "А зачем это надо?" и надо ли тратить на все это огромные ресурсы - даже не стоял. Массы были уверены, что им это нужно. Ныне же, большинству тема освоения космоса в целом безразлична, хотя праздник отмечается, а герои почитаются. Но тема мобилизации ресурсов на такие глобальные проекты сейчас весьма далека от мэйнстрима общественных запросов. В итоге, праздник знаменовавший рывок человека в космос и приоткрывший дверь в космическое будущее всего человечества, ныне воспринимается как монументальный памятник великим свершениям прошлого, а не как важнейший этап на пути человека к звездам.
Но тем не менее, запрос на освоение космоса есть и реалистичные или не очень проекты и прожекты современной отечественной космонавтики определенный отклик все же находят. Космос конечно сильно вряд ли можно сделать одним из столпов отсутствующей национальной идеи, но интерес к достаточно реальным проектам строительства новой отечественной космической станции и отправки автоматизированных аппаратов к другим планетам (а так же споры вокруг менее реалистичных проектов вроде полета на Луну и на Марс) отражает наличие в обществе достаточно значительного запроса на подобные формы отечественного научно-технического развития, которые не смогли полностью задавить даже четверть века триумфа потребительской идеологии, где Гагарин с одной стороны стал брендом и товаром в обществе "купи-продай", но с другой стороны он сохранил своеобразную "научную сакральность" оставаясь для многих людей символом тех устремлений человека, которые отличают его от животных. Существует даже своеобразный идеологический спор выраженный в пошловатой дискуссии "обострившейся" после присоединения Крыма к России.
- Юра, прости, мы все про...ли.
- Юра, мы исправляемся.
- Юра, мы исправились.
Пошловатый характер дискуссии на тему утраченного будущего пост-гагаринских поколений, через призму сегодняшнего праздника можно рассматривать и как своеобразное столкновение мнений - остались ли все перспективы светлого будущего в прошлом или же еще не все потеряно. В нашем обществе переживающим кризис научного мышления, человек ставший символом научного атеизма, красовавшийся на плакате с надписью "Бога нет" и известной фразы "Нет, не видел я там никаого бога".
ныне обрел своеобразные черты псевдорелигиозного святого, к которому неосознанно апеллируют как к некоему абстрактному идеалу человека, который был ПРАВИЛЬНЫМ. Правильным потому что советский, правильным потому что русский, правильным потому что наш. Это часть нашего ИДЕАЛЬНОГО, хотя казалось бы это всего лишь человек, сделавший то, что после него делали сотни людей.
Как и в случае с Великой Отечественной Войной или Сталиным, идейная опора ищется в прошлом, потому что современная Россия так и не сформировала понятную массам идеологию развития, на котороую можно было бы оперется и перестать упиваться только былыми свершениями и героями прошлых лет. Власти даже официально много лет пытались выработать некую новую идеологию для России, публично признаваясь, что пришедшая на смену коммунизму идеология потребления, не отвечает задачам развития. Но шли годы и раз за разом официально признавлось, что так пока ничего и не придумали, хотя нельзя сказать что не пытались, но на выходе пока что один эрзац выходит. В этом году день космонавтики весьма занятно совпал с религиозным праздником Пасхи, ввиду чего наблюдается занятная символическая дуаль - где религиозные торжества соседствуют с чествованиями "научного квази-святого" бывшего одним из символов отрицания религиозных постулатов. В этом вся современная Россия, в отсутствии государственной идеологии и национальной идеи мы наблюдаем своеобразный конгломерат весьма противоречивых идей и идеологем, зачастую полярных друг другу, но тем не менее сосуществующих в одном замкнутом пространстве. Это как со Сталиным (которого кстати тоже порой "иконизируют" в прямом и переносном смысле), где одновременно пытаются ставить памятники в его честь и одновременно разоблачают его как "кровавого тирана". За всем этим идеологическим плюрализмом, теряются ориентиры развития, что трактуют либо как неспособность нынешних элит обозначить эти ориентиры, либо списывают на постмодернистский характер современного устройства общества, когда одновременно существует как бы несколько ориентиров, но они подвергаются смысловой деконструкции. В итоге, вопрос пути, по которому должна идти страна по прежнему остается открытым, а в связи с осложнившейся внешнеполитической обстановкой, которая угрожает самому существовавнию страны, он конечно будет продолжать оставаться одним из самых волнующих для общества.
Хочется надеятся, что мы действительно можем исправиться и попасть на тот путь, по которому 54 года назад никому тогда не известный Юрий Алексеевич Гагарин устремился к светлому будущему для всего человечества и собственному историческому бессмертию.
Click to view
С праздником, товарищи!