События в американском Фергюсоне с одной стороны являются из ряда вон выходящим событием, а с другой несут на себе тяжелую печать системности.
История послевоенных США вообще была богата аналогичными историями применения полиции и военных против собственного населения будь то во времена протестов против войны во Вьетнаме или же городских бунтов вроде восстания в негритянских кварталах крупных городов.
Для советской пропаганды, эти бунты и их подавление, всегда были благодатной почвой для раскручивания пропаганды на тему кризиса капиталистической системы и жестокого угнетения капиталистами американского пролетариата. Позднее в рамках развития антисоветского дискурса над ней стали посмеиваться, в духе "А ну это из оперы - в Америке негров линчуют".
Тем не менее проблема никуда не исчезла ни при существовании СССР, ни после его гибели, так как являлась производной от экономического положения беднейших слоев населения США и общего положения в американской экономике. Не секрет, что после поражения СССР в Холодной Войне и укрепления США как единственного мирового гегемона, количество подобных выступлений снизилось и казалось бы сошло на нет. Но объективные факторы никуда не делись и после начала открытой фазы экономического кризиса в 2007-2008 годах, протестное движения начало набирать обороту, получив наибольшую известность в виде протестного движения "Оккупай Уолл-Стрит". При этом сами это протесты, сотрясавшие США, тоже не были частным явлением, став часть общемировой протестной волны, которая начала набирать обороны во второй половине нулевых, став своеобразным производным от охватившего капиталистический мир системного кризиса.
США долгое время пытались играть на этом недовольстве, в рамках известной теории управляемого хаоса, которая ярко себя проявила во время событий "цветных революций" первой и второй волны.
Это было вполне понятное желание манипулировать кризисом в своих интересах, но в последние годы и эта стратегия начала давать очевидные сбои на на Ближнем Востоке и Северной Африке, где кризис давно уже потерял всякую управляемость. Особенно ярко это проявилось в кровавом подавлении "Братьев-мусульман" в Египте и раковой опухоли Великого Халифата, которую сейчас США пытаются уничтожить.
При этом кризисные явления в американской экономике и нарастающее социальное неравенство никуда не делись, а значит питательная база для недовольства (было бы кому его использовать, как это делают США в других странах, там тоже можно было разжечь куда как более сильный пожар) сохраняется, поэтому вялотекущее протесты в США как продолжались так и продолжаются, ну а Фергюсон стал просто ярким примером локального социального взрыва накопившегося в США проблем. Обама по этому поводу скорбно заметил, что надо преодолеть пропасть разделяющую простых американцев и сотрудников правопорядка, указывая прежде всего на социальный характер протеста, который пробивается через поверхностные трактовки связывающие протесты с исключительно расовыми мотивами, когда указывают прежде всего на цвет кожи убитого, а не на социальные условия жизни в Фергюсоне. которые и обусловили массовость выступления, которые вот уже несколько дней сотрясают Фергюсон и ленты новостей. Нечто подобное от США ожидалось как среди их недоброжелателей за границей, так и в среде американских интеллектуалов предсказывающий скорый закат мирового гегемона.
Как обычно повод для самих беспорядков в Фергюсоне был локальный. Частное убийство (с участием представителей власти) стало спусковым крючком для социального протеста. Все это мы совсем недавно видели в Италии, Франции, Англии. Теперь и США отметились. Причем на практике было показано. что на фоне высоколобых осуждений про силовое воздействие на демонстрантов в других странах, чье правительство не устраивает США, сама "цитадель свободы" действует против демонстрантов куда как более жестко и даже жестоко, нежели иные сугубо автократические и недемократические режимы. Хорошо показаны и вложения в экипировку тех, кто предназначен для подавления своих граждан, и предусмотренная для этого техника, В этом плане тезис Обамы о пропасти между людьми и теми, кого бросают на их подавление действительно огромна. Причем она и не думает уменьшаться, а наоборот - имущественное расслоение в США и вложения во внутренние силы безопасности (закупка еще более совершенной экипировки для подавления беспорядков, новые образцы техники для тех же целей, передача оружия с армейских складов, пресловутые заготовки для концлагерей на собственной территории и нашумевшая история с пластиковыми гробами) все это указывает на то .что никаких предпосылок для исчезновения мирных и немирных протестов в США нет. И правительство США это понимает, готовя те средства, которыми эти и будущие протесты и беспорядки оно будет подавлять.
Эти проблемы мирового гегемона очевидны окружающим, поэтому те, кого США по разным причинам сейчас позиционируют "плохими", не упустили возможности показать, что США с позиций мирового гегемона рассуждающие о том, кому и как можно разгонять беспорядки, ничуть не лучше, а то и хуже. Разумеется, это злорадство не имеет никаких далеко идущих последствий, так как оно не влияет на реальный политический расклад сил в мире и никак не связано с использованием этих протестов против США в интересах других стран. Это просто еще одна возможность указать на традиционные двойные стандарты США и их фарисейское лицемерие.
Сами же протесты очевидно являются локальными и учитывая отсутствие какой-то системной работы направленной на исправление ситуации в стране в интересах народа, будут подавлены (с некоторыми лидерами договорятся, кого-то посадят, будут проведены некоторые показательные отставки, чтобы успокоить людей). Именно этим такие социальные взрывы и отличаются от революций, для которой если брать те же США еще не сложились необходимые условия, а подогреть их из-за границы просто некому. Поэтому Фергюсон станет просто еще одним примером тяжелого социального-экономического положения в США, но вряд ли станет отправной точкой слома или революции.