Сто лет со дня рождения женщины, доказавшей своей жизнью, что любовь сильнее смерти

Sep 28, 2015 14:09



Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Этель Розенберг.

Боюсь, если спросить современных школьников и даже студентов, что они знают о Юлиусе и Этель Розенберг, ответом будет только пожатие плечами. А ведь может статься, что благодаря их, не побоюсь этого слова, подвигу, есть на земле такая страна - Россия, да и вообще Земля ещё не стала атомной пустыней.

Да, сейчас очень много споров о том, действительно ли был так велик вклад Розенбергов в советский атомный проект. Но суть в оценке этих людей не в этом. А в том, какие цели они перед собой ставили, и как оценивали их действия враги СССР, мечтавшие тогда, да и теперь тоже, о мировом господстве. Причем при полном изничтожении СССР тогда и России, как геополитического противника ­- сегодня.

Сначала я хочу дать  слово автору статьи «Чету Розенбергов убивают снова и снова» Игорю Буккеру:

Больше полувека прошло со дня казни в США супругов Юлиуса и Этель Розенбергов за шпионаж в пользу СССР, однако споры о их жизни и смерти не утихают до сих пор. B этих бесконечных спорах забывают о главном: благодаря их усилиям между двумя сверхдержавами установился паритет, а мир, соответственно, стал более защищен от применения ядерного оружия.

[Spoiler (click to open)]19 июня 1953 года на кладбище Велвуд города Ферминдэйл округа Саффолк штата Нью-Йорк были преданы земле тела женщины и мужчины. Ранее, 5 апреля 1951 года, американский суд к казни на электрическом стуле по обвинению в шпионаже в пользу Советского Союза приговорил супругов Розенбергов. В СССР эту казнь трактовали как проявление антикоммунистической истерии с антисемитским душком, в Штатах бесновались в связи с передачей нам атомных секретов. История все расставила по своим местам, обыграв обе враждующие стороны.

С самого начала причастность американских граждан Этель и Юлиуса Розенбергов (Ethel и Julius Rosenberg) к советской разведке отрицалась. Ничего удивительно, так во все времена и в разных странах поступают все спецслужбы. Понятное дело, что со временем тайное становится явным. Сомнений в том, что чета Розенбергов сотрудничала с советской разведкой, уже ни у кого не осталось. Правда, кое-кто все еще преувеличивает добытые ими сведения или результат их разведывательных усилий.

Против смертного приговора гражданским лицам поднялась волна протеста по всему свету. Среди выдающихся и известнейших персон ХХ века, которые поставили свои подписи под отменой бесчеловечного решения американской Фемиды, были такие разные по своим политическим воззрениям люди, как римский папа Пий, Жан-Поль Сартр, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Фриц Ланг, Бертольд Брехт и Фрида Кало.

Мировому общественному мнению не удалось обыграть и еврейское происхождение осужденных. И не только по той причине, что главный судья Кауфман и государственный обвинитель Сайпол тоже были евреями. Например, упомянутый нами французский писатель и философ Сартр отмечал, что "ассимилированный еврей не хочет чувствовать себя евреем, он отбрасывает черты своей расы" и перестает отождествлять себя с искусственно конструируемой общиной. "Возникает противоречие, - пишет С. Марголина, - еврей становится евреем лишь тогда, когда ему грозит опасность. Тогда он спасается как еврей. Но когда он становится источником опасности, он не еврей".

Вот тут мы и подошли к главному. Представляли ли супруги Розенберги опасность? Если да, то для кого? Невзирая на всяческие шпионские перипетии, интересные для любителей подобного чтива или для поклонников детективов, но решительно не имеющих никакого отношения ни к атомным секретам, ни в "заговоре для выдачи Советскому Союзу информации и оружия, которое тот мог использовать, чтобы уничтожить" США.

В потоках информации о деле Розенбергов стараются утопить основную мысль - объективно их деятельность привела к спасению городов СССР от атомной бомбардировки американской военщиной (выделено мной).

Как это предусматривала директива Объединенного комитета военного планирования № 432/д от 14 декабря 1945 года, принятая в связи с директивами комитета начальников штабов об атомной бомбардировке 20 советских городов. Далее будет только хуже. Так, подготовленный в 1949 году план Dropshot, рассматривал уже 200 целей в 100 городах и населенных пунктах на территории Советского Союза. И пошло-поехало. Эти планы стали достоянием гласности спустя почти 30 лет.

Обратите внимание на даты процесса над супругами Розенберг и докладом президенту США. Специальный помощник президента К. Клиффорд по приказу Гарри Трумэна провел совещание с высшими государственными руководителями США и 24 сентября 1946 года представил ему обширный доклад "Американская политика в отношении Советского Союза". В нем написано:

"Адепты силы понимают только язык силы. Соединенные Штаты и должны говорить таким языком… Надо указать Советскому правительству, что мы располагаем достаточной мощью не только для отражения нападения, но и для быстрого сокрушения СССР в войне… Советский Союз не слишком уязвим, ибо его промышленность и естественные ресурсы широко рассредоточены, однако он уязвим для атомного, бактериологического оружия и дальних бомбардировщиков.
Следовательно, чтобы держать нашу мощь на уровне, который эффективен для сдерживания Советского Союза, США должны быть готовы вести атомную и бактериологическую войну.

Высокомеханизированную армию, перебрасываемую морем или по воздуху, способную захватывать и удерживать ключевые стратегические районы, должны поддержать мощные морские и воздушные силы. Война против СССР будет "тотальной" в куда более страшном смысле, чем любая прежняя война, и поэтому должна вестись постоянная разработка как наступательных, так и оборонительных видов вооружения…

Любые переговоры об ограничении вооружений вести медленно и осторожно, постоянно памятуя, что предложения о запрещении применения атомного оружия и наступательных видов вооружения дальнего действия значительно ограничат мощь Соединенных Штатов.

США должны понять, что советская пропаганда опасна (особенно когда подчеркивается американский "империализм"), и избегать любых действий, которые могли бы придать видимость правды советским обвинениям… США должны приложить энергичные усилия, чтобы добиться лучшего понимания США среди влиятельных слоев советского населения, и противодействовать антиамериканской пропаганде, которую Кремль распространяет среди советского народа.

В самых широких масштабах, какие только потерпит Советское правительство, мы должны доставлять в страну книги, журналы, газеты и кинофильмы, вести радиопередачи на СССР… В самих Соединенных Штатах коммунистическое проникновение должно быть разоблачено и ликвидировано". ("Containment. Documents on American Policy and Strategy 1945-1950". Ed. by T. Etzold and J. Gaddis, N. Y., 1978, pp. 66-68.).

Ханжество некоторых писак безгранично. Они многословно рассуждают о ведомстве Берии и его подручных, цитируют какие-то неизвестные до сих пор документы и стараются потопить тему в ворохе пожелтевших страниц и таких же мыслей. Супруги Розенберги, будь они верующими людьми, вполне могли быть причислены к лику святых. Как минимум они достойны памятника.
В том числе благодаря их усилиям между двумя сверхдержавами установился паритет и зловещие планы, рвущихся к мировому господству американских политиканов в отношении СССР, так и не состоялись. Бодливой штатовской корове Господь не дал ни рогов, ни преимущества в вооружении.

Разоренная большой войной страна, ценой неимоверных усилий народа, сумела в короткий срок восстановить равновесие сил с державой, которая единственная выиграла от противостояния с Гитлером. И в этом есть крупица вклада супругов Розенберг.


Однако сегодня день рождения Этель Розенберг. Поэтому давайте вспомним, какой была она. А была она просто домохозяйкой, верной и любящей (ещё со школьных времен) подругой, а потом женой и матерью двоих сыновей, для своего мужа, которого она поддерживала во всём и идеи которого она разделяла.

Когда ФБР, после того как в СССР произвели испытание атомной бомбы (чего в США уж никак не ожидали так быстро), начало копать во всех направлениях, они выкопали, что еще в 1930-х годах она подписалась под петицией общественности о включении коммунистической партии в избирательные списки. Это, конечно, было ужасным преступлением в Америке эпохи «охоты на ведьм».

Но судили её не за «шпионаж», какой из домохозяйки шпион, а за недоносительство на собственного мужа.

Когда-нибудь, в рамках своей серии «Шарашки», я напишу подробнее о самом этом «деле Розенбергов», а пока вернемся к Этель.

Мы не так уж много знаем о ней со слов других, но вот её собственные письма мужу «из камеры в камеру» говорят нам о многом.

«Дорогой Юли! После нашего свидания ты, конечно, испытываешь такие же муки, как и я. И все же какое чудесное вознаграждение просто быть вместе! Знаешь ли ты, как безумно я влюблена в тебя? И какие мысли владели мной, когда я вглядывалась сквозь двойной барьер экрана и решетки в твое сияющее лицо? Мой милый, все, что мне оставалось, - лишь послать тебе воздушный поцелуй...».

Родителям, осужденным на смерть, тюремные власти разрешили свидание с детьми.

«Мой дорогой и единственный! Так хочется выплакаться в твоих объятиях. Меня все время преследует лицо моего сбитого с толку грустного ребенка с загнанным выражением глаз. Изо всех сил бодрящийся и не умолкающий ни на минутку Майкл не умеряет моего беспокойства...

Как хорош ты был в субботу и как хороши были твои сыновья. Мне хотелось написать тебе хоть несколько строк, чтобы у тебя было какое-то ощутимое свидетельство того глубокого чувства любви и тоски, которое поднимается во мне при виде нашей прекрасной семьи...»

Когда, несмотря на обращения, которые поступали со всех концов земного шара, Дуайт Эйзенхауэр повторно и окончательно отклонил ходатайство осужденных о помиловании, известие об этом супруги встретили без слез и стенаний. Последние заботы были о детях. Этель Розенберг писала сыновьям:

«Еще этим утром казалось, что мы снова сможем быть вместе. Теперь, когда это стало неосуществимо, мне хотелось бы, чтобы вы узнали все, что узнала я... Сначала, конечно, вы будете горько скорбеть о нас, но вы будете скорбеть не в одиночестве... Всегда помните, что мы были невинны и не могли пойти против своей совести».

И против совести они не пошли... даже за жизнью.



Последние мгновения жизни тюремные власти разрешили приговоренным к смерти супругам провести вместе, а в комнате для свиданий поставили телефон прямой связи с Министерством юстиции. Стоило лишь снять телефонную трубку и «заговорить», как жизнь почти наверняка была бы спасена... От Юлиуса требовали выдать всю «шпионскую сеть», возможно, потребовалось бы оговорить десятки невинных людей...
«Человеческое достоинство не продается», - произнес Юлиус Розенберг перед казнью и повернулся к аппарату спиной.



В 20 часов 6 минут мощный электрический разряд унес его жизнь. Спустя еще 6 минут перестало биться сердце Этель. К телефонной трубке они так и не притронулись.

Читатель, в память об Этель и Юлиусе Розенберг, склони голову в минуте молчания. И какая, к черту, разница, каков был этот самый «реальный вклад». Наше уважение и нашу вечную память они заслужили уже тем, что были гордыми, честными, бескомпромиссными людьми, в самые трудные минуты своей жизни сохранившими своё человеческое достоинство.

А тем, кто из-за своего скудного опыта твердит, что любви нет, вот им пример - Этель Розенберг, которая своей жизнью доказала, что настоящая любовь сильнее смерти. И за это ей тоже наша вечная благодарность.

Этель Розенберг, любовь

Previous post Next post
Up