Основные итоги "Двух сессий" (многабукав)

Mar 11, 2024 09:37



ЭКОНОМИКА
Темпы роста экономики КНР в 2024 году составят «порядка 5%». Этот плановый показатель закреплен в Докладе о работе правительства, озвученном 5 марта на открытии ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - высшего органа государственной и законодательной власти КНР. Учитывая, что по итогам минувшего года ВВП КНР достиг 126 трлн юаней, легко подсчитать: страна намерена в нынешнем году нарастить свой ВВП еще как минимум на 6,3 трлн юаней, его объем превысит психологически важный порог в 130 трлн.
Экономисты считают, что правительство «поскромничало» с плановым показателем, который будет превышен, как это произошло в минувшем году. Напомним, что в 2023-м при плане в «порядка 5%» национальная экономика выросла на 5,2%. В году нынешнем рост ВВП способен достичь 5,3%-5,4%, уверен член ВСНП от провинции Ляонин Юй Мяоцзе.
Уверенность в этом внушают и плановые показатели роста, представленные регионами до открытия сессии ВСНП. Так, из 26 крупнейших городов Китая, которые обеспечивают 40% национального ВВП, лишь один опустил плановый показатель роста ниже планки в 5%. Десять городов определили их на уровне 6% и выше. Рекордсменом стал административный центр провинции Хэнань, город Чжэнчжоу, который намерен увеличить свой ВВП на 7% в нынешнем году. Самую высокую среди всех регионов планку роста на 2024-й поставила провинция Хайнань: 8%.
Ставка в экономическом развитии в нынешнем году будет сделана на развитие инвестиций и внутреннего потребления. Это было вполне ожидаемо: еще в декабре на Центральном совещании по экономической работе была подчеркнута необходимость «эффективной корреляции между инвестициями и ростом потребления». Расчет прост: наращивание инвестиций будет означать новые рабочие места и рост доходов населения, что повлечет повышение потребительской активности.
При этом в развитии инвестиционной деятельности государство берет инициативу на себя. Как пояснял ранее председатель КНР Си Цзиньпин, «ожидания частных инвесторов ныне невелики, поэтому ведущую роль должно играть государство».
В нынешнем году на инвестиции из центрального бюджета будет выделено 700 млрд юаней. На 100 млрд юаней по сравнению с 2023-м - до 3,9 трлн юаней - повышена квота эмиссии целевых облигаций госзайма для правительств на местах. Главное - введен новый механизм поддержки инвестиций. Это эмиссия сверхдолгосрочных спецоблигаций госзайма на осуществление стратегических проектов. В этом году таких облигаций будет выпущено на триллион юаней. Эмиссии продолжатся и в последующие годы, отмечено в докладе правительства.
Самой сложной задачей, несомненно, станет обеспечение развития внутреннего потребления. В 2023-м оно продемонстрировало заметный «посткоронакризисный отскок»: розница взлетела на 7,2%, а вклад конечного потребления в национальный рост достиг 82,5%. Однако в 2024-м, по прогнозу сотрудника Китайского института макроэкономики Тянь Юня, темпы роста розницы замедлятся до 5%, конечное потребление обеспечит только половину национального экономического роста. Проблема «недостаточного внутреннего спроса» прямо обозначена в докладе правительства. Действительно, соотношение объемов розницы к национальному ВВП в Китае сегодня составляет лишь порядка 37%. «Это крайне низкий показатель для страны, не находящейся в состоянии войны», - констатировал не так давно в интервью экономическому изданию «Цайсинь» экс-глава американского Минфина Лоуренс Саммерс. Ставка сбережений в КНР сегодня достигает 40% от располагаемого дохода - это тоже невероятно высокий показатель.
Попытки «вскрыть кубышки» китайского потребителя пока не отличаются высокой эффективностью. Все дело в изменившейся психологии граждан, падении их уверенности в завтрашнем дне, считают эксперты. Так, авторитетный китайский экономист Чэнь Лун пишет: «Мы заинтригованы контрастом между сохраняющимся ростом располагаемых доходов населения (6,1% в 2023-м - прим. ред.) с одной стороны и одновременным падением уверенности в завтрашнем дне - с другой. Некогда уверенный в лучшем будущем, в постоянном увеличении своих доходов китайский потребитель изменился до неузнаваемости. По результатам исследования консалтинговой компании BСG, 67% китайского среднего класса в ближайшие 12 месяцев намерены либо оставить неизменными, либо сократить свои расходы».
Чтобы излечить «потребительскую хандру», Китай запустит годовую кампанию стимулирования потребления под лозунгом «Потребляй - и не беспокойся». Ее подробности в докладе правительства не приводятся, однако можно с уверенностью говорить: мы узнаем о них в ближайшее время. Среди возможных мер - проведение череды эмиссий потребительских ваучеров, предоставляющих скидки в 15%-20% на товары общего потребления. Высока вероятность наращивания кредитования потребления. Китай уже предпринимает меры в этом направлении. Так, в начале февраля на 25 базовых пунктов - с 4,2% до 3,95% - снижена базовая процентная ставка по долгосрочным кредитам. А китайским студентам объявили кредитные каникулы на весь 2024 год. Учащихся вузов освободили от выплаты процентов по займам, а также предоставили возможность отсрочить возврат кредитов до 12 месяцев. Возможно и снижение налогового давления на потребителя, чтобы тот смог больше тратить. Во всяком случае, такое предложение вынесла на рассмотрение ВСНП известный предприниматель и депутат Дун Минчжу. Она предлагает заметно увеличить размер дохода, освобождаемого от подоходного налога. Сегодня налог не платит гражданин, получающий в месяц 5000 юаней и менее. Дун Минчжу призвала повысить объем необлагаемого подоходным налогом заработка до 8 тыс. или даже 10 тыс. юаней в месяц. Примечательно, что в проекте бюджета на 2024-й обозначена цель «выработки налоговой политики по поощрению потребления». Так что предложение Дун вполне может быть учтено.
Разумеется, законодатели не забыли и о поддержке частного предпринимательства, прежде всего - малого и среднего. В проекте бюджета-2024 обозначено, что государство в нынешнем году снизит налоговое давление на бизнес на 2,2 трлн юаней. Главным бенефициаром этой политики станет именно частный малый бизнес.
Кроме того, обозначена задача «дальнейшего развития поддержки индивидуального предпринимательства». Мера важная: сегодня в КНР насчитывается 124 млн индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают работой порядка 300 млн человек по стране - это более трети от общей численности трудоспособного населения КНР, свидетельствует отчетность Госуправления рыночного регулирования КНР.
Также прописана задача дальнейшего роста кредитования частного сектора экономики. Приоритет, опять же отдадут среднему и малому предпринимательству. Напомним, что в 2023 году Китай на 23% увеличил кредитование малого и микробизнеса - было выдано займов на 29 трлн юаней (порядка $4 трлн). Темпы роста кредитования малого бизнеса оказались на 13 процентных пунктов выше, чем в целом темпы роста кредитования по стране.
Законодатели рассчитывают, что «троица» из наращивания инвестиций, стимулирования потребления и поддержки частного предпринимательства дадут толчок к хорошему посткоронакризисному росту, как экономическому, так и социальному. В частности, по стране в этом году планируется создать 12 млн новых рабочих мест, а доходы населения - «увеличить пропорционально экономическому росту».



ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Развитие отношений с Россией займет важное место в дипломатической повестке Китая на 2024 год. Об этом заявил министр иностранных дел КНР Ван И на прошедшей 7 марта большой ежегодной пресс-конференции. Показательно, что именно российскому журналисту дали право первым из иностранных корреспондентов задать вопрос главе китайской дипломатии.
«Под руководством лидеров двух стран, российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху развиваются на самом высоком уровне. Углубляется взаимное доверие, взаимовыгодное сотрудничество. В прошлом году объем двусторонней торговли достиг рекордных $240 млрд. Российский природный газ питает множество домов и предприятий в Китае, а на дорогах России - все больше китайских автомобилей. Все это демонстрирует устойчивость и большой потенциал развития российско-китайского взаимовыгодного сотрудничества. Развитие российско-китайских отношений - наш стратегический выбор, основанный на фундаментальных интересах наших народов», - подчеркнул Ван И.
По его словам, «Китай и Россия выстроили новую модель международных отношений, которая в корне отличается от устаревших подходов Холодной войны. Стороны придерживаются принципов внеблоковости, неконфронтации и ненаправленности сотрудничества против третьих стран, выстраивая добрососедские отношения и углубляя стратегическое взаимодействие». 
«Сегодня политика гегемона не находит поддержки в мире, размежевание - путь в никуда. Мировые державы не должны идти по пути конфронтации, нельзя допустить обратного скатывания к Холодной войне. Поэтому Россия и Китай выступают за многополярную систему и демократизацию международных отношений», - пояснил глава китайской дипломатии.
Он напомнил, что в этом году Россия и Китай отмечают 75-летие дипломатических отношений, открывают перекрестные Годы культурных обменов, что создаст новые возможности для укрепления двустороннего взаимодействия. «В этом году Россия председательствует в БРИКС, а Китай примет председательство в Шанхайской организации сотрудничества. Мы будем укреплять координацию в международной политике, усилим сотрудничество во имя обеспечения глобальной и региональной стабильности и безопасности», - заключил министр.
Он признал, что среди самых серьезных вызовов глобальной безопасности остается продолжающийся кризис на Украине, призвав как можно скорее провести международную мирную конференцию по этому вопросу с равноправным участием России и Украины. «Китай последовательно придерживается позиции урегулирования украинского кризиса путем мирных переговоров. Продолжение и эскалация конфликта делает все более затруднительным его урегулирование. Чем раньше начнутся переговоры - тем быстрей наступит мир, появится возможность создать сбалансированную и эффективную систему безопасности в Европе. Мы призываем к проведению международной мирной конференции по Украине, которую признают и Украина, и Россия, с равноправным представительством всех сторон конфликта», - отметил Ван И.
Глава китайской дипломатии без особого оптимизма отозвался о перспективах развития отношений с США. «Китай в отношениях с США придерживается принципов взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимной выгоды. Однако эти принципы должны соблюдаться обеими сторонами, чего мы не наблюдаем. Вашингтон не оставляет попыток подавить Китай, постоянно расширяя антикитайский санкционный список. Если в Вашингтоне говорят одно, а делают другое - как им можно доверять? Если они постоянно нервничают от одного упоминания КНР - где их уверенность сильной державы? Если они хотят развития за счет подавления других - где справедливость?» - риторически вопросил Ван И.
Наблюдатели отмечают: министр высказался очень дипломатично. В других профильных документах риторика более жесткая. Так, в опубликованной 24 января Синей книге «Внешние вызовы безопасности Китая» уровень американской угрозы национальным интересам КНР повышен со «среднего» в 2023 году до «сверхвысокого» в 2024-м. «Пересмотр на повышение уровня исходящего от США риска вплоть до «сверхвысокого» обоснован попытками Вашингтона подавить инвестиционную деятельность Китая за рубежом, продолжающейся торговой войной, американской политикой гегемона, а также предстоящими в этом году выборами президента США, которые вносят множество факторов неопределенности в двусторонние отношения», - заявил старший редактор Синей книги Ци Кай.
По его словам, помимо американской угрозы в 2024 году будут преобладать такие вызовы китайским интересам, как общее замедление глобального экономического роста и европейский протекционизм под предлогом «снижения рисков». Министр иностранных дел КНР выразил удивление политикой европейцев на китайском направлении. «Отношение Европы к Китаю как к партнеру, но одновременно и как к конкуренту и сопернику - оксиморон, не совместимый с реальностью. Это как светофор, на котором одновременно зажглись красный, желтый и зеленый. Как возможно в такой ситуации обеспечить нормальное движение? Надеемся, что Китай и Европа будут партнерами, а на пути развития их отношений - будет только зеленый свет. Если мы продолжим развивать взаимовыгодное сотрудничество, попытки навязать нам блоковую конфронтацию обречены на провал», - заявил Ван И.
Большая пресс-конференция 7 марта стала уже вторым с начала года выступлением министра относительно китайской внешней политики-2024. В январе на симпозиуме по глобальной ситуации и китайской дипломатии Ван И так охарактеризовал основные черты внешнеполитической деятельности Пекина: «Китай выступает за сотрудничество, а не конфронтацию; единство, а не раскол; открытость, а не закрытость; мир, а не войну; многополярность, а не однополярный мир; справедливость, а не политику силы». Он также выделил два главных направления и четыре главных события в китайской дипломатии на нынешний год. Среди основных направлений - развитие кооперации с развивающимися странами в формате БРИКС, а также «укрепление дружбы, взаимодоверия и интеграция интересов с соседними странами». Четырьмя значимыми событиями названы Форум Китай-Африка; предстоящий 26-29 марта Боаоский Азиатский форум, который называют «азиатским давосом»; ноябрьское импортное ЭКСПО в Шанхае и Глобальный форум совместного развития.
Показательно, что три из четырех основных дипломатических событий носят ярко выраженную экономическую направленность. Это позволяет говорить о том, что КНР наращивает экономическую составляющую в своей внешней политике. Это подтверждается и в основных документах проходящей ныне в Пекине сессии Всекитайского собрания народных представителей - высшего органа государственной и законодательной власти КНР. Так, в докладе о работе правительства закреплена задача в 2024 году «вести переговоры с еще большим количеством стран и регионов о подписании инвестиционных соглашений и соглашений о свободной торговле».
Бюджет на 2024-й предполагает «усиление финансовой поддержки важнейших государственных мероприятий в области внешней политики и внешних связей». «Следует углублять международные обмены и сотрудничество в финансово-экономической сфере, активно участвовать в глобальном экономическом управлении, способствовать основательному и углубленному продвижению реализации инициативы «Одного пояса, одного пути», на высоком уровне расширять открытость внешнему миру», - отмечено в документе, который закрепляет «рост расходов на внешнеполитическую деятельность до 60,8 млрд юаней с увеличением на 6,6%».
Previous post Next post
Up