Подумалось. В разговоре на интеллектуальные темы есть три позиции:
- учитель - тот, кто даёт задания: "приведите пример", "попробуйте обосновать", "подумайте";
- ученик - тот, кто спрашивает заданий: "поясните, пожалуйста", "мне вот тут непонятно";
- равный - тот, кто любопытствует о путях мышления: "каким образом появилось вот такое объяснение?.."
Все три описания выглядят простыми, но в действительности на равных говорить очень трудно.
Всё это зависит от мотиваций, а люди редко могут хорошо проследить за своими мотивациями.
Разница между 1-м и 3-м: задание нужно тому, кому его дали, а вопрос нужен тому, кто его задал.
Разница между 2-м и 3-м: задание обращено к существу дела, а вопрос обращён к обстоятельствам мысли.
Интерес к мысли ведь двоякий - важно: а) мысли в чём-то участвуют; б) сам факт, что их кто-то обдумывает.
Обычно люди по ходу общения меняют роли 1 ←→ 2, исходя из своих представлений об удобстве и о вежливости.
Это всё мне припомнилось ввиду того, как у
alfare в журнале всё время спрашивают примеров…