Mar 17, 2024 20:46
Объяснение отличается от редукции тем, что первое в низком даёт опору для высокого, а вторая низким высокое заменяет. Без опоры высокое не держится, теряет в потоках бытия всякую оформленность, однако опора не даёт ещё причин для благодарности, а лишь высокое даёт такие причины, но редукция, не давая высокого и лишь заменяя его обещаниями, что на такой опоре что-нибудь да выстроится, потому что помех-то нет, претендует уже на признательность и даже на благодарность. И это прямой обман, поскольку человеческое общество, собственно говоря, только на благодарности и выстраивается, следственно выражаемая претензия обладает для человека слишком большой значимостью, чтобы её без комментария можно было пропустить. Нельзя гнать низкое из жизни, нельзя гнать вот это стремление к безопасности, к подтверждённости, к личному интересу: свободный разговор с интересом к собеседнику возможен лишь тогда, когда каждый из собеседников уже убеждён, что на его незыблемые права никто не посягнёт, когда каждый уверен, что в разговор он вступает лишь по своей воле, а не по принуждению собеседника. Но и принимать его за чудо тоже нельзя, а между тем редукция исходит из претензии, что она как раз подаёт чудо, не называя его, следственно рассчитывает выстроить вокруг себя общество, скрывая даже и от себя самой это стремление, а скорее исходя из того, как будто это общество уже построено, выдавая собственное невнятное обещание за совершившуюся действительность. И потому производится обратный обман, когда люди, отвергая ложное чудо, прогоняют и саму опору, тем самым без объяснения остаются лишь при вере. Общая причина как грубого, цинического коллективизма, при котором душится всякая живая мысль и всякое живое чувство ради произвольного самоуспокоения в выдуманных мифах и пророчествах, так и фальшивого бегства от этой крайности в индивидуализм, при котором расчёт идёт на то, что люди будут благодарны за некий общий знаменатель из наиболее низких стремлений и на этой благодарности добровольно построят всё-таки общество, не ограничиваясь одними лишь обещаниями, - это увязывание чуда с верой, а союза с подчинением, то есть функциональный подход к человеку: интерес к тому, что человек сделает, а не к тому, кто он таков…
philosophy