![](http://club.foto.ru/gallery/images/preview/2010/08/25/1621994.jpg)
Область применения
Основной областью, где точные экспонометрические измерения остаются одним из важнейших условий получения технически качественных снимков, является съемка на пленку (студийная или интерьерная) при постановочном освещении. Если же фотограф работает с крупноформатными камерами, которые в отличие от мало- и среднеформатных, не имеют встроенных экспонометрических устройств, то экспонометр или флешметр будет нужен ему, где бы он ни снимал: в студии, интерьере или на натуре.
Встроенный в камеру TTL-экспонометр позволяет довольно точно определять экспозицию при съемке в условиях реального (искусственного или естественного) освещения на натуре или в интерьере. Правда, при съемке на натуре возможности влиять на характер освещения крайне ограничены. Накамерная вспышка, зональный фильтр, отражатель или затеняющий экран - вот и все «инструменты», которыми может пользоваться фотограф для «редактирования» освещения. Для такой работы встроенного экспонометра с несколькими режимами работы (точечный, центровзвешенный, усредненный) вполне достаточно. А вот для создания с помощью осветительных приборов определенного характера освещения возможностей встроенного экспонометра не хватает, даже при использовании приборов постоянного света. Если же при съемке используются вспышки, то встроенный экспонометр оказывается и вовсе бесполезным. Именно поэтому все фотографы, снимающие на пленку и работающие с постановочным светом, пользуются флешметрами - экспонометрами, способными измерять не только постоянный, но и импульсный свет.
Способы замера экспозиции
Определение экспозиции может производиться двумя способами: по свету, падающему на объект (по освещенности объекта), и по свету, отраженному от объекта (по яркости объекта). Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться при проведении замеров.
При замере света, падающего на объект, определяется уровень освещенности, создаваемой источниками света в том месте, где находится объект съемки. При этом светочувствительный элемент флешметра, снабженный рассеивающим экраном (молочным стеклом), должен располагаться как можно ближе к объекту и быть направленным в сторону объектива камеры. Непосредственным активным фактором при экспонировании пленки или матрицы является не освещенность объекта, а его яркость. Поэтому для того чтобы, зная освещенность, рассчитать яркость и по ней определить экспозицию, требуется знать коэффициент отражения (К отр. ) объекта. Для упрощения этой задачи в качестве универсальной константы во всех экспонометрах и флешметрах используется коэффициент 0,18 (18%). Именно такое значение получится, если попытаться определить средний коэффициент отражения наиболее часто встречающихся объектов съемки (портретов, пейзажей, жанровых сцен, архитектуры и многих других). Для наглядности, реальный объект, имеющий К отр. близкий к 0,18, это мокрая стена, покрытая штукатуркой. Таким образом, более яркие предметы, имеющие К отр. больше 0,18, будут передаваться на снимке более светлыми, чем мокрая штукатурка тонами, а предметы с К отр. < 0,18, будут выглядеть более темными.
То обстоятельство, что при определении экспозиции по замеру освещенности характеристики реального объекта не учитываются, упрощает процесс замера и уменьшает влияние на результат случайных факторов. Поэтому при съемке объектов, имеющих низкий или средний контраст с простыми схемами освещения удобнее определять экспозицию, замеряя свет, падающий на объект.
В тех случаях, когда объект имеет контрастные детали, большую глубину, или для его освещения используется сложная схема из нескольких приборов, для управления светом гораздо удобнее пользоваться точечным замером яркости, поскольку это дает возможность максимально учитывать индивидуальные характеристики объекта. Ведь с помощью насадки с узким углом захвата можно определять яркость даже очень мелких деталей.
Однако при определении экспозиции по яркости существует одна проблема: если коэффициент отражения объекта сильно отличается от усредненного (18%), то показания флешметра будут неверными. Так, например, при съемке карандашного рисунка на белой бумаге, экспозиция, определенная по замеру яркости, окажется меньше требуемой на две-две с половиной ступени. А если объектом съемки будет темный ковер, то прибор покажет экспозицию больше той, которая требуется для его правильного светотонального воспроизведения.
В результате и лист бумаги, и ковер на снимках будут иметь одинаковый тон, похожий на упомянутую выше сырую штукатурку. Чтобы этого не произошло, сенсор флешметра при осуществлении замера должен быть направлен на объект, коэффициент отражения которого равен 0,18. Таким объектом является эталонная «серая карта» (Grey Card), которая устанавливается перед главным участком объекта съемки перпендикулярно оптической оси объектива.
Возможности современных флешметров
![](http://www.foto.ru/static/article_exponom/kfm-1100.jpg)
Kenko KFM-1100 Современные модели флешметров от ведущих производителей, таких как Sekonic и Kenko, являются сложными и дорогими приборами, способными точно определять экспозицию и выполнять множество дополнительных функций, облегчающих управление освещением и обеспечивающих высокое техническое качество изображения.
Съемные диффузоры и оптические насадки
Некоторые модели флешметров допускают применение дополнительных приспособлений, расширяющих возможности приборов. Так, на флешметры Kenko вместо универсального сферического диффузора, можно устанавливать плоский, предназначенный для замера освещенности двухмерных объектов. Во флешметрах Sekonic вместо сменных диффузоров используется оригинальная конструкция, позволяющая выдвигать и опускать матовую полусферу. При поднятой полусфере производятся замеры освещенности трехмерных объектов, при опущенной - плоских. Бюджетная модель Kenko KFM-1100, не имеющая «штатного» видоискателя для замера яркости, может быть существенно модернизирована с помощью опциональных насадок, надеваемых на сенсор вместо матового диффузора. Одна из этих насадок имеет угол охвата равный 40º, другая, снабженная собственным визиром - 5º.
- Точечный замер яркости
![](http://www.foto.ru/static/article_exponom/kfm-2100.jpg)
Kenko KFM-2100 Дорогие модели флешметров, такие как Sekonic L-758D или Kenko KFM-2100, могут измерять яркость отдельных участков объекта с разрешением 1º. Они имеют два сенсора, один из которых служит для замера падающего света через диффузор, а второй - для замера яркости с помощью встроенного видоискателя. Точечный замер дает возможность с большой точностью регулировать освещение на мелких деталях. Он также полезен при замерах «по светам», «по теням», при определении диапазона яркостей и контраста освещения. Еще одна задача, которая легко может быть решена с помощью флешметра с функцией точечного замера, - это воспроизведение ранее использованной схемы освещения. Допустим, фотографу, спустя некоторое время после основной сессии, потребовалось сделать один или несколько дополнительных снимков, светотональный рисунок которых был бы тем же, что и у снимков основной серии. Опытный фотограф путем проб может это сделать и без помощи флешметра. Но если во время первой съемки он сделал несколько замеров (яркость нескольких ключевых участков объекта и фона) и записал их, «реконструкция» освещения займет у него гораздо меньше времени.
Функция памяти
Многие флешметры могут запоминать результаты нескольких измерений. Это может понадобиться для получения усредненного результата, а также при определении диапазона яркостей и ряда других параметров.
Анализ состава освещения
![](http://www.foto.ru/static/article_exponom/L-758D.jpg)
Sekonic L-758D Часто бывает, что объект при съемке одновременно освещается и постоянным и импульсным светом. Иногда фотографы умышленно использует два типа освещения, например, при съемке «дневных» интерьеров с окнами в кадре. Но в некоторых случаях дежурный свет в студии, и даже свет пилотной лампы на вспышке может оказывать негативное действие на характер освещения. Для того чтобы фотограф представлял, какое влияние на изображение будет иметь постоянная составляющая освещения, многие флешметры имеют функцию анализа состава света. Эта функция позволяет определять доли постоянного и импульсного освещения в общей экспозиции.
Определение диапазона яркостей
Замерив яркость самого светлого и самого темного участка кадра и зная динамический диапазон (фотографическую широту) пленки, можно узнать, сможет ли она воспроизвести объект без тональных искажений и потери деталей. Если да, то флешметр подскажет оптимальную экспозицию. Если нет, то фотограф будет знать, что требуется коррекция освещения, особый режим обработки или другой тип пленки.
Замеры «по светам» и «по теням»
Если объект содержит важные детали в тенях или светах, то для их лучшей проработки можно воспользоваться специальным режимом замера (S/A/H).
Флешметры в цифровой фотографии
Точные экспонометрические измерения могут пригодиться и в цифровой фотографии. То обстоятельство, что цифровые камеры дают возможность почти мгновенно оценить качество изображения и внести необходимые поправки, позволяет большинству фотографов обходиться без флешметров. Однако в ряде случаев качественный прибор и умение использовать все его возможности могут существенно сократить время, необходимое для достижения оптимального результата. Особенно очевидным это становится при студийной съемке изображений, предназначенных для воспроизведения в высококачественной полиграфии или для широкоформатной плоттерной печати, когда фотографу приходится выстраивать сложные схемы освещения, и требуется предельная точность экспозиции.
Наиболее распространенный и простой способ контроля экспозиции снимка, сделанного цифровой камерой - просмотр на мониторе камеры с выводом гистограммы - во-первых, не дает достаточной точности, а во-вторых требует слишком длительного времени (увеличение кадра, поиск нужных фрагментов). При этом какие-то мелкие детали, попавшие в «пересвет» или в «провал» могут быть не замечены фотографом. Более точный контроль обеспечивает просмотр RAW-файла на мониторе компьютера. Но это требует еще большего времени. Внесение поправки в экспозицию или «подгонка» освещения и съемка последующих дублей может занять час и более. Если же использовать экспонометр, то, зная динамический диапазон камеры, можно за несколько минут решить все проблемы связанные с экспозицией.
Новым явлением в мире флешметров для цифровой фотографии стала модель
Sekonic L-758, учитывающая специфику работы с цифровыми камерами и имеющая функцию создания экспозиционного профиля, учитывающего такие индивидуальные особенности камеры как реальная чувствительность матрицы и реальный динамический диапазон, значения которых могут отличаться от паспортных даже у профессиональных моделей. Кроме того,
L-758 может подключаться к компьютеру и обмениваться с ним данными. А одна из модификаций этого прибора, L-758DR, имеет встроенный радиомодуль для беспроводного управления камерой и вспышками.
Несмотря на тотальное наступление цифровых камер пленочная фотография еще жива. И в некоторых видах профессиональной фотосъемки она будет успешно конкурировать с цифровой, по крайней мере, до тех пор, пока цены на цифровые задники для среднеформатных и крупноформатных камер не станут доступными не только «элите», но и большинству профессионалов. А чтобы после окончательной победы «цифры» над пленкой спрос на точные экспонометрические приборы не иссяк, производители флешметров уже сейчас снабжают их специальными функциями, упрощающими получение высококачественных цифровых снимков.
Автор: Валентин Савенков
Компания FOTO.RU приглашает Вас посетить фирменный стенд FOTO.RU в рамках крупнейшей международной выставки «Фотофорум 2011», которая состоится в Международном Выставочном Центре «Крокус Экспо» с 14 по 17 апреля 2011 года.
В экспозиции FOTO.RU будут представлены незаменимые для высококлассной фотосъемки
флешметры Sekonic. Наши высококвалифицированные консультанты смогут ответить на все вопросы и подобрать для Вас оптимальный прибор.
Стенд FOTO.RU находится в павильоне №2, зал 7. Внимание! На стенде желающие могут получить купон на скидку 10% на продукцию известных марок: Sigma, Kenko, Slik, Matin, Raylab.