Ню. Один источник света.
Автор:
Виктор Дронов
Текст урока:
Сознательно "вешаю" в самом начале значок чайника в красном треугольнике - как на автомобиле, за рулем которого неопытный водитель. Вещи, о которых пойдет речь, просты. Но просты для тех, кто уже "водит автомобиль". Всем остальным - welcome.
Используется один источник света - студийный моноблок с софтбоксом направлен вертикально вниз, и подвешен непосредственно над моделью. Такое расположение света позволит одновременно... а) очертить (рисующий свет) сторону тела модели ближнюю к свету б) подсветить тени снизу (заполняющий свет), за счет частичного попадания света и отражения света от пола в) создать рисунок на фоне (свет на фон).
Конечно же, желательно чтобы октобокс был большого размера, более метра в диаметре. Большой размер поможет полноценно выполнить "функции 3-в-1" описанные выше.
Расположить источник с громоздким октобоксом над моделью можно с помощью стойки-"журавля".
Полученная картинка (без редактирования) - вселяла надежду, но... не очень понравилась.
Поэтому, я еще и перевел ее в ЧБ - что может значительно изменить картинку (если только не делать это "методом одной кнопки", с помощью Adjustments / Desaturate, например).
На этой картинке - структура слоев фотографии после дополнительной обработки в Photoshop:
Background - исходное фото.
Channel Mixer 1 - Adjustment-слой, переводящий изображение в черно-белое (все подробности чуть позже).
Curves 1 - Adjustment-слой на котором с помощью кривых увеличена контрастность картинки.
Кстати, Adjusmtent-слой - это такой слой, который не содержит пикселей, а лишь содержит информацию о том, как необходимо модифицировать отображение слоев, находящихся под ним. Т.е. слой Channel Mixer 1 не содержит черно-белой фотографии - а содержит информацию о том, как надо отобразить в черно-белом виде цветной слой Background.
Ну и все слои сведены в верхнем слое Final, к которому применены эффекты Layer Style / Color Overlay для тонирования черно-белой картинки.
Перевод в ЧБ
Существует великое множество методов перевода изображения в черно-белое. Я предпочитаю инструмент Channel Mixer (Layer / New Adjustment Layer / Channel Mixer).
В его окне несколько несложных настроек (на самом деле, я очень долго боялся этого инструмента, и напрасно - не повторяйте мою ошибку :).
Во-первых, поставьте галочку Monochrome в самом низу, чтобы работать с обесцвеченным изображением.
Затем, в Preset можно выбрать и посмотреть как выглядит изображение в красном, зеленом и синем каналах.
Дальнейшая работа с бегунками Red, Green и Blue - это смешивание этих каналов, смысл которого - скрыть ненужные автору детали и усилить ключевые. Маленькое правило - значение бегунка Total должно равняться 100%. Больше 100% - пересвеченное изображение. Меньше - недодержанное, слишком темное.
В данном случае, как и практически всегда на портретах, я использовал синий канал (Blue = 91%). В синем канале цвета человеческой кожи выглядят драматично, плюс видны детали (и, кстати, дефекты) кожи.
Однако, многие детали, видные в других каналах, исчезают - поэтому значения Red и Green немного увеличиваю (чтобы чуть-чуть показать и эти каналы), а Blue, соответственно уменьшаю - так чтобы значение Total равнялось 100%.
Контраст
Чтобы усилить контраст - создаем еще один adjustment-слой - Curves (Layer / New Adjustment Layer / Curves).
Кривые (Curves) - очень мощный инструмент цветокоррекции, которому посвящают целые книги. Чтобы немного сэкономить времени на их прочтении - можете посмотреть как применять кривые для повышения контраста изображения.
Прежде всего - что такое контраст? Это соотношение ярких и темных участков в изображении. Если в изображении присутствуют очень яркие и очень темные участки, его называют контрастным.
В окне Curves есть ниточка-линия, которая управляет яркостью тех иных диапазонов (света, средние тона, тени).
По оси Input - тона изображения от теней (слева) до светов (справа). По оси Output - те же тени и света.
Чтобы сделать тени на изображении еще более темными, необходимо нижнюю точку на линии опустить ниже. Чтобы света сделать еще ярче - нужно верхнюю точку на линии протащить чуть выше.
S-образный вид, который приобрела кривая - всегда приводит к увеличению контраста (точка теней опущена вниз, в сторону еще более темных значений; точка светов - поднята выше, в сторону боляя ярких значений).
Тонирование
Вот что у меня получилось после создания корректирующих слоев Channel Mixer и Curves:
Неплохо, но захотелось немного тонировать изображение, увести его от традиционного черно-серо-белого.
Для этого есть - может и не самый изощренный и эффективный - но простой метод.
Сводим изображение в одном слое Final (например так: создаем новый слой на самом верху палитры слоев и вызываем команду панели Layers - Merge Visible, удерживая клавишу Alt).
Щелкаем два раза по картинке нового слоя Final в панели Layers и вызываем тем самым окно Layer Styles - свойств слоя.
На вкладке Color Overlay можно выбрать цвет тонирования, силу (непрозрачность наложения цвета) и метод наложения. Для тонирования черно-белых фотографий я использую Overlay, Darken или Vivid Light.
Успехов!