1. Государство исторично, оно развивается, формы изменяются. В последние двести лет очевидно, что основным трендом развития государства является расширение народовластия. России от этого не уйти.
2. В этом контексте, конечно же, важно восстановление выборных процедур, снятие искусственных барьеров для участия в выборах. Не менее важно, однако, и развитие гражданского общества. Демократическое голосование по выборам президента, Думы или губернатора вырождается в фарс при отсутствии ответственных избирателей.
3. Есть разные формы воспитания ответственности. В 1990-е мы испытали одну из них - шок от отсутствия государства, который привел общество к "самоорганизации в целях выживания". Это быстрый путь, но он полон издержек (что, собственно, 1990-е и показали). Общество бросили в воду, чтобы научить плавать. Выплыли не все. Приход путинской модели означал возвращение государства; оно начало теснить и ограничивать организации гражданского общества, которые успели привыкнуть к самостоятельности в предшествующие годы (не только те, что критиковали государство). Общество снова - принудительно - отучали от самостоятельности и приучали к патернализму.
4. Другая форма воспитания ответственности - увеличение доли финансовых средств, решение о распределении которых принимает гражданин. Поэтому очень важно передать основные финансы государства с федерального уровня на региональный, а с регионального - на муниципальный и дальше - ТОСам и в местные сообщества. Вместе с этим можно уменьшить налоги с граждан вместе с возможностями для них решать, на что тратить освободившиеся средства (может быть, начать надо с ЖКХ, но не буду настаивать; тут много нюансов, в том числе, например, права пенсионеров).
5. Будучи историком, не могу не задаться вопросом, каковы условия для радикальной реформы государства - не является ли все вышесказанное "беспочвенными мечтаниями"? Мне представляется, что некоторый (осторожный) оптимизм можно высказывать. В обществе очевидно (очевидно для меня, - это сугубо субъективное мнение) растет запрос на новый этос элиты (прилипчивость ярлыка "партия жуликов и воров" - хороший показатель того, что именно наиболее раздражает народ). Похоже, что нынешняя элита исчерпала кредит доверия, и нас в ближайшие годы ждет кардинальная смена правящего класса (я знаю, что даже 1980-90-е "пережило" до 80% советской элиты, приспособившейся к новой жизни; кардинальная смена означает не полную смену людей, а смену знаковых фигур и - главное - тех, кто определяет этос власти). Не могу сказать, как это произойдет, возможны разные варианты, хотелось бы цивилизованных.
6. Новая элита получит новый кредит доверия. Будет обидно, если она употребит его не по делу. Поэтому стоило бы понять, в чем ошибки той когорты, которая пришла во власть на рубеже 1980-90-х, и извлечь уроки. Мне представляется, что тогда был сделан важный шаг к свободе (и проведены важные экономические преобразования). Задача нынешнего (наступающего) этапа - создать прочные государственные институты, которые трудно будет использовать во благо отдельнх лиц и группировок. Нам нужно новое конституционное совещание.
- Ждем "отцов-основателей" новой России.