миф об инквизиции

Dec 19, 2006 02:23

впоследствии этот миф стал важным средством давления на общественное мнение в геополитическом противостоянии англии и сша против испаноязычного мира. сегодня в испании признание этого мифа является для интеллигента обязательным признаком лояльности по отношению к демократии и его полного разрыва с "реакционным традиционализмом" (франкизмом, клерикализмом и т.д.).

миф об инквизиции тесно связан с главным мифом современного запада - о том, что протестантская реформация породила неразрывно связанные между собой капитализм и науку. таким образом, возникновение нового типа эксплуатации (во многих отношениях более жестокого, нежели феодализм) как бы компенсировалось прекрасным даром рационального мышления и освобождающего знания.

концепция "протестантской науки" интенсивно разрабатывалась начиная с 30-х годов нашего века влиятельным американским социологом р. мертоном. в известной статье "наука, техника и общество в англии XVII века" (1938) он писал: "соединение рационализма с эмпирическим подходом, столь характерное для пуританской этики, составляет суть самого духа современной науки".

в дальнейшем в историю науки вошел, как почти очевидный, тезис о том, что наука расцвела на севере европы потому, что там не было инквизиции. и, напротив, контрреформация и инквизиция на юге европы были несовместимы с духом науки. спор католиков с протестантами в XVI-XVII вв. затрагивал фундаментальные вопросы становления современной западной цивилизации: представления о человеке (индивидуум или член братства), о человечестве (единое или разделенное на расы избранных и отверженных), о правах личности и народов (спор о статусе индейцев). здесь, согласно официальной англо-саксонской истории, господствовало не рациональное сознание, а консервативная религия, суеверия и чувство.

понятно, как важно было бы для верного понимания самого хода становления современного общества с рациональным светским мышлением знать, где, когда и как произошел переход от мышления эпохи возрождения, которое представляло мир полным ведьм, демонов и магии. где берет начало век просвещения, век декарта?

удар по идеологическому мифу об инквизиции нанес перед самой своей смертью американский историк-протестант генри чарльз ли (1825-1909), который сам же так много потрудился для создания этого мифа. его книга "история инквизиции в средние века" (1877) сделала его главным авторитетом в этом вопросе. в 1906-1907 гг. он опубликовал в четырех томах "историю инквизиции в испании", в предисловии к которой писал, что стремился показать не страшную церемонию аутодафе с сожжением известных персон, а "неслышное воздействие, которое оказывала ежедневная непрерывная и секретная работа этого трибунала на всю массу народа, показать те рамки, в которые он загнал ум испанцев, тупой консерватизм, с которым он удерживал нацию в средневековой рутине и не дал ей воспользоваться свободами рационального мышления".

и вот, уже после выхода в свет главного труда г.ч. ли, в руки ему попали документы, которые перевернули все его взгляды. это были протоколы процесса 1610 г. в г. логроньо, на котором молодой инквизитор иезуит алонсо де салазар, получивший юридическое образование в университете саламанки, убедительно доказал, что ведьм и демонов не существует. и сделал он это согласно строгим нормам позитивного научного метода, намного опередив в этом свое время. салазара поддержал архиепископ толедо великий инквизитор бернардо де сандоваль, а затем и высший совет инквизиции. в своих рассуждениях инквизиторы исходили из тех же принципов, что впоследствии применил декарт - они шли от метода. признание существования ведьм и колдунов создавало такую неопределенность для следствия и невозможность надежных доказательств для суда, что весь изощренный юридический процесс инквизиции терял смысл. спасение инквизиции как общественного института, как беспристрастного церковного суда потребовало "очистить" мир от демонов.

это решение кардинально изменило весь интеллектуальный климат в католических странах, а затем и состояние общества в целом - ведь "колдуны и ведьмы" составляли подавляющее большинство жертв инквизиции. в результате именно в католических странах по решению инквизиции прекратилась "охота на ведьм" - на целое столетие раньше, чем в тех частях европы, где победила реформация. новыми глазами взглянул после этого г.ч. ли на исторические данные. и оказалось, что известные борцы за рациональное мышление (как, например, декарт) были на севере европы редкими диссидентами, а большинство видных интеллектуалов даже и в XVIII веке верили в демонов и ведьм. и сотни тысяч "ведьм" пошли на костер в век научной революции (и сжигали их в сша вплоть до XVIII века, причем судьями были профессора гарвардского университета).

г.ч. ли нашел в себе силы и мужество заявить буквально накануне смерти: "нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трех веков, с XV по XVIII. в течение целого столетия испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. тот факт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидных размеров, объясняется осторожностью и твердостью инквизиции... я хотел бы подчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в германии, франции и англии, и сравнительной терпимостью инквизиции".

г.ч. ли начал большую работу по документальному описанию охоты на ведьм, обратясь в архивы всех христианских стран. эту работу закончили уже его ученики. ф.донован, современный историк, пишет: "если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат франция, германия и швейцария. базель, лион, женева, нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. сплошные пятна из точек образовались бы в швейцарии и от рейна до амстердама, а также на юге франции, забрызгали бы англию, шотландию и скандинавские страны. надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм, зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. в полностью католических странах - италии, испании и ирландии - было бы очень мало точек; в испании практически ни одной".

историки, которые осмелились отойти от установок мифа об инквизиции, сразу смогли преодолеть кажущееся ранее необъяснимым противоречие: утверждение о том, что реформация освободила мышление, никак не вязалось с тем фактом, что именно виднейшие деятели протестантизма (лютер, кальвин, бакстер) были фанатичными преследователями ведьм. лютер непрестанно требовал выявлять ведьм и сжигать их живыми. как пишет историк и философ в. лекки, "вера лютера в дьявольские козни была поразительна даже для его времени... в шотландии, где влияние реформации было сильно, как нигде более, пропорционально более жестокими были преследования [ведьм]". ричард бакстер ("самый великий из пуритан"), один из главных авторов, которых цитирует м. вебер в своем труде "протестантская этика и дух капитализма", представлен р. мертоном как выразитель духа новой науки. но именно он в 1691 г. опубликовал книгу "доказательство существования мира духов", в которой призывал к крестовому походу против "секты сатаны".

отсюда

уовп

Previous post Next post
Up