sang royal

Jan 20, 2008 20:37

Миф о Граале раскрывает основы мужской психологии. Все, что происходит в мифе, мы должны принять как часть происходящего с внутренним миром мужчины. Время от времени в ходе нашей истории мы будем встречать девушек ослепительной красоты, но при этом рассматривать их как образы, присущие мужской психике

В смертельном поединке сходятся рыцарь, обладающий мистическим видением, и чувственный рыцарь. Природный инстинкт внезапно вошел в соприкосновение с духовным зрением, а духовное начало оказалось затронуто открывшимся ему природным инстинктом. В результате такого столкновения на внутреннем перекрестке может начаться величайший эволюционный процесс, либо этот смертельный конфликт приведет к полному психологическому разрушению

Каждый неопытный мальчик в период взросления и возмужания сталкивается с чем-то для него непосильным; проходит половина жизни, пока не выяснится, что он не может со всем этим справиться, и падает духом. Он сильно ранен, переполнен страданием и потому скрывается подальше от людей зализывать свои раны. Мальчик чувствует сильную горечь, ибо он старался изо всех сил и даже прикоснулся к лососю, то есть к своей индивидуации, но не смог удержать его в руках. Если вы знаете, что значит для молодого человека постпубертатный возраст, то должны понять, какой смысл для него несет все, что сказано выше. В той или иной мере каждый мальчик должен быть ранен подобно Королю-Рыбаку. Именно эту рану церковь называет felix culpa - счастливой ошибкой или блаженным грехом

Современная психология считает, что у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение своей ненужности и ущербности в среднем возрасте к сознательному ощущению полноценности в старости. Человек движется от невинной целостности, в которой внутренний и внешний миры соединены для него в одно целое, к разделению и дифференцированию между внутренним и внешним миром и сопутствующему ощущению дуализма жизни, и, наконец, с большой степенью вероятности, он приходит к повторному совершенно сознательному воссоединению внутреннего и внешнего в гармоничную целостность

Мы можем следовать всевозможным мысленным экспериментам, следить за искусной игрой ума и говорить о единой сущности всех вещей, но мы не в состоянии жить и действовать в соответствии с нашими умозаключениями, не научившись отличать внутренний мир от внешнего. Иными словами, мы должны покинуть райские кущи Эдема прежде, чем начать путь в небесный Иерусалим, даже если они находятся совсем рядом

Прочтите любую из современных повестей и вы обнаружите, что в каждой из них события вращаются вокруг одной темы - темы одинокого человека, его потерь и оторванности от мира

Я сомневаюсь, чтобы во всем мире нашлась хотя бы одна женщина, которой бы не случалось видеть близкого ей мужчину тоскливым и страдающим, как Король-Рыбак. Именно женщина может оказаться той единственной, которая способна заметить наступление этой тоски прежде, чем может осознать ее сам мужчина. Именно женщина способна уловить это тягостное, часто появляющееся в мужчине ощущение ранимости и неполноценности. Мужчина, переполненный такими переживаниями, часто совершает бессмысленные и глупые поступки, надеясь залечить свою рану и таким образом облегчить свое отчаяние, которое преследует его день и ночь, неделю за неделей. Обычно он бессознательно ищет выхода вовне, в окружающем мире, жалуясь на свою работу, покупая новую машину, даже находя себе новую жену, но все эти поступки - лишь бессознательные попытки Короля-Рыбака самому исцелить свою рану

Мифологический герой-освободитель часто вырастает одиноким, в бедной семье и без отца

Чтобы уберечь сына от судьбы, постигшей его отца и братьев, мать Парсифаля взяла его и уединилась в самое глухое место, скрывая от него, что случилось с отцом и братьями. Но все равно произошло то, чего она так боялась

Мать благословила Парсифаля и избавила его от своей опеки. Однако она не могла удержаться от прощального напутствия. Первое наставление, которое она дала Парсифалю,- с почтением относиться к прекрасным дамам. Второе - ему следует ежедневно ходить в церковь: если он будет испытывать голод, он всегда может утолить его в церкви. Третье напутствие матери - не задавать никаких вопросов - было особенно ценным для словоохотливого Парсифаля. Но позже мы увидим, что именно оно окажется для него камнем преткновения

Число пять указывает на завершенность жизни. Оно является одним из корней слова "квинтэссенция" - пятая сущность. Пять означают завершенность. Пять существуют везде, но они совершенно неуловимы. Они везде и в то же время нигде

Опустошенная земля в сочетании с сакральным символом, находящимся здесь же, в алтаре, но абсолютно недоступным, является символическим воплощением серьезного невротического состояния. Все, что требуется человеку, находится здесь же, под руками, оно вполне доступно, и тем не менее он не может этим воспользоваться. Это мучительное состояние, характерное для невротической структуры раздираемой на части личности

Гурнамонд дал Парсифалю два важных совета. В очень многих мифах упоминаются либо точно такие же советы, либо очень на них похожие. Первый заключался в том, что Парсифалю следует отправиться на поиски Чаши Грааля, ибо это единственная цель, достойная настоящего рыцаря. При этом он должен неуклонно следовать главному правилу: никогда женщину не соблазнять и никогда женщиной не соблазняться. Ему нельзя вступать с женщиной в интимную связь, иначе ему никогда не видать Священной Чаши

В нашем мифе мать Парсифаля умерла, так и не дождавшись его возвращения. Очень вероятно, она олицетворяет собой тот тип женщины, которая может существовать только в материнской роли и психологически "умирает", когда с нее эта роль снимается, ибо не понимает, что значит для нее быть женщиной, личностью, ибо никогда не ощущала себя таковой, - а только матерью

Она обещала ему солнце, луну и все звезды на небе, если он поможет ей освободить замок. Подчинивишись глубинному закону, который гласит: "Мужчина не знает своей силы до тех пор, пока она ему не потребуется", юноша обещал освободить ее замок от захватчиков

Мужчина, подверженный своему настроению,- это мужчина, находящийся во власти внутренней женщины. На языке современного сленга это звучит следующим образом: "Он совсем остервенел"

Миф о Священной Чаше повествует нам именно о том, что в процессе контакта с внутренней феминностью мужчине следует устанавливать с ней связь на уровне чувств, а не на уровне настроения. Наставление, полученное Парсифалем, предписывало ему относиться к Бланшфлер, то есть к аниме, на чувственном уровне, на котором проявляется благородство и существует возможность развития и практического применения творческих способностей, ни в коем случае не допуская прямого соблазна, разрушающего отношения. Соблазнять и соблазняться - и то и другое запрещено мужчине, который занят поисками Чаши Грааля. Это означает, что мужчина не должен становиться жертвой собственного настроения. Как только мужчина попадает под власть настроения, он теряет возможность устанавливать нормальные отношения и способность чувствовать, то есть оценивать

Чтобы придать человеку ощущение смысла и ценности бытия, настроение обращает его лицом к внешнему миру. Чего только не встретишь в куче разного барахла, наваленного в американском гараже, которое мужчина когда-то купил в надежде на то, что вместе с очередной покупкой в его жизни появится новый смысл. И как только эта надежда перестает себя оправдывать, вещь становится ненужной и постепенно превращается в хлам. Материальные вещи вполне ощутимы; если их использовать по назначению, из них можно извлечь большую пользу и они могут представлять высокую ценность. Но если человеку хочется, чтобы они ему заменили внутренние ценности, эти вещи сразу перестают для него что-то значить

Монах-трапезианец Томас Мертон однажды сказал, что монах часто бывает счастлив, но ему никогда не бывает хорошо. В этом заключается еще один способ отличать счастье от настроения

Интересно отметить, что каждый раз, когда Парсифаль совершает что-то важное, но делает это преждевременно, он вспоминает о матери. Позже мы убедимся в том, что, если на события начинает влиять тот или иной материнский аспект, случается какая-нибудь неприятность. Это обстоятельство - величайший камень преткновения в развитии мужской психологии

Каждому, кто знаком с символикой числа четыре, известно, что появление этого числа свидетельствует о наличии в системе целостности и полноты. Таков Замок Грааля. Если бы мы не знали об этом из других источников, то все равно смогли бы узнать по множеству символов, встретившихся при описании замка: четверо слуг, четыреста рыцарей и дам, четыре стороны

Замок Грааля - это место, где собрано все драгоценное, что несет в себе женственность, а Чаша Грааля - квинтэссенция того, что мы называем женственностью. Это самый великий, самый возвышенный символ феминности, ее святая святых. Это именно то, что рыцарь ищет всю свою жизнь. Чаша Грааля дает возможность мужчине получить все, что он пожелает, прежде, чем он успеет это пожелать. Это полное счастье, ощущение экстаза

Существует древняя мудрость, дошедшая до нас из глубины средних веков, о том, что человек дважды имеет возможность пережить Божественное озарение и побывать в "Золотом мире": первый раз - в раннем подростковом возрасте и второй раз - в сорок пять-пятьдесят лет

В отношении каждого мужчины к женщине и женственности существует шесть основных характерных аспектов. Все шесть для него очень значимы, и каждому из них присуще особенное благородство. Настоящие трудности начинают возникать лишь в том случае, если эти аспекты смешиваются между собой. Такие затруднения составляют самые большие проблемы в жизни мужчины. Ниже я перечислю все шесть составляющих феминности, с которыми мужчине так или иначе приходится иметь дело:
Его кровная мать. Это земная женщина, которая является его родной матерью с всей ее человеческой уникальностью, с характерными для нее чертами характера и индивидуальными особенностями.
Его материнский комплекс. Он полностью сосредоточен во внутреннем мире мужчины. В нем скрывается регрессивное стремление к тому, чтобы снова стать ребенком и по-прежнему зависеть от матери. В материнском комплексе каждого мужчины можно обнаружить и скрытую надежду на неудачу, и замаскированное желание потерпеть поражение, и подспудное любопытство, возникающее при виде смерти или несчастных случаев, и постоянное и непреклонное требование заботы, нежности и внимания. Этот комплекс воистину отравляет всю мужскую психологию.
Его архетип матери. Если для психологии мужчины материнский комплекс - сущий яд, то архетип матери - чистое золото. Это проявление в человеке женской части божественного начала, его доли, поступающей из вселенского рога изобилия. Это бьющая через край и не имеющая границ щедрость, которой мы постоянно пользуемся. Без этой щедрости материнского архетипа мы не сможем прожить ни минуты. Для нас всегда он связан с надежностью, подкреплением и поддержкой.
Его прекрасная дама. Это феминный компонент психической структуры каждого мужчины, его внутренний партнер и вдохновительница в течение всей его жизни, самое очаровательное и самое чистое создание. Это Бланшфлер, для Дон-Кихота Ламанчского - это Прекрасная Дульсинея Тобосская, Беатриче - для Данте в Божественной Комедии. Именно она придает жизни ощущение красоты и смысла. Юнг назвал эту часть мужской психики анимой, создающей у мужчины ощущение души и всей жизни в целом.
Его жена или подруга. Это женщина из плоти и крови, которая делит с мужчиной жизнь. Она же является для него близким человеком и надежным товарищем.
София, Божественная Премудрость, женская половина Бога. Как правило, мужчина бывает шокирован, когда узнает о том, что Мудрость относится к женскому началу. Но, по крайней мере, так утверждают все мифологические системы

Жажда обладания Чашей Грааля стоит всех переживаний. Почувствовав эту жажду внутри, вы переживаете чрезвычайно острое ощущение. Мужчина, у которого хватит мужества, поймет, какую жажду я имею в виду. Это жажда, требующая удовлетворения. Человек должен что-то добыть, не зная точно, что именно. Это беспокойный субботний вечер молодого человека. Он должен что-то совершить, иначе взорвется.

Много рекламных деятелей очень умело играют на таком мужском голоде. Я не совсем точно представляю степень их осознания этого голода, но они это делают очень хорошо. Упомяните вскользь про Грааль - и вы можете продать мужчине почти все

Девочка, взрослея, никогда не покидает замок Грааля. Это очень характерная черта, отличающая женщину от мужчины. Женщина сохраняет и несет в себе ценность красоты, тепла, ощущение домашнего очага - всего того, что совершенно отсутствует у мужчины. Я не думаю, что мужчина больше, чем женщина, предрасположен к творчеству. Но его творчество имеет другую форму. Творческий порыв и импульсивность мужчины обусловлены тем, что он покидает замок Грааля. Женщина открывает то, что существует всегда, а мужчина выходит за пределы и творит что-то новое или, по крайней мере, думает, что творит

Многие мужчины видят спасение от одиночества в женщине из плоти и крови, пытаясь превратить существующую в реальной жизни женщину в собственный Грааль. Конечно же, из этого ничего не выходит, так как они стараются превратить ее в то, чего нет в материальном мире, заставляя внешний мир отвечать своим внутренним потребностям

Почти никогда событие, которое на какой-то момент дает человеку возможность еще раз соприкоснуться с переживанием Грааля, не бывает грандиозным и драматическим, а, скорее, второстепенным и незначительным

Азия никогда не была раздробленной, подобно западной Европе, поэтому азиат никогда не разделяет свой внутренний мир на светский и духовный, как это трагически произошло у нас. Ни один житель Азии, который следует духовным традициям, никогда не удаляется от замка Грааля

Средневековая христианская пословица гласит: "Искать Бога - значит ранить Бога." Ее смысл заключается в том, что Бог вездесущ, и любые поиски означают лишь отрицание Его вездесущности. Мой друг, хирург, любит повторять: "Не стоит ничего чинить, пока оно не сломалось." В более широком смысле его слова можно понимать так: "Не стоит искать то, что лежит у вас под руками." Но мы - жители Запада, поэтому упорно занимаемся поисками лишь для того, чтобы понять их бессмысленность и бесперспективность.

Тот же самый мотив присутствует в китайской легенде. Одна рыба услышала, как человек, который стоял на суше, рассуждал о чуде, которое называется водой. Его слова так заинтересовали рыбу, что она собрала всех своих знакомых рыб и объявила им, что отправляется на поиски этого чудесного вещества. По обычаю она попрощалась со всеми и отправилась в дальний путь. Прошло много времени, и оставшиеся рыбы уже были уверены в том, что никогда не увидят свою подругу, как вдруг в один прекрасный день путешественница вернулась. Она выглядела старой, уставшей и потрепанной. Все рыбы, которые собрались, чтобы ее встретить, стали наперебой спрашивать свою приятельницу: "Скажи, наконец, ты нашла ее? Неужели тебе удалось ее найти?" "Да, - промолвила старая рыба, - мне удалось ее найти, но вы ни за что не поверите, что именно я нашла". Сказав так, старая, утомленная рыба поплыла прочь

Затем происходят весьма любопытные события, пожалуй, самые удивительные во всем мифе. Высоко в небе, прямо над замком, сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. На белый снег упали три капли крови. Увидев это, Парсифаль сразу вспомнил о Бланшфлер, о которой он к тому времени совсем забыл. Парсифаль постоянно и очень быстро забывал о тех, кто исчезал из его поля зрения. Сколько подростков испытывают внезапное озарение, возвращаясь домой: "Боже мой, я обо всем забыл! Я почему-то отвлекся и совершенно выпустил это из вида!"

На снег упали всего три капли крови, а Парсифаль, вспомнив свою прекрасную даму и свою влюбленность в нее, впал в любовный транс. Он сидел, не шелохнувшись, глядя на алую кровь на белом снегу. В этот момент к нему подъехали два воина короля Артура. Узнав его, они попытались убедить его вернуться в замок короля Артура. Не выходя из любовного оцепенения, обладавший огромной силой Парсифаль скинул с коня сначала одного из них, а затем и другого.

Другая версия этого любопытного фрагмента мифа состоит в том, что капли крови исчезли из вида, как только взошло солнце и растопило снег. Тогда Парсифаль осознал, что снова готов действовать, и направился ко двору короля Артура.

Перед нами довольно странный фрагмент, в котором смешалось все: Бланшфлер, три капли крови и внезапный выход Парсифаля из оцепенения. Если бы солнце не растопило снег и капли крови не исчезли, Парсифаль, наверное, по-прежнему бездействовал бы

Число четыре символизирует полноту, умиротворение, стабильность, вечность.

Число три, наоборот, является символом настойчивого стремления, неполноты, беспокойства и страстного желания. По-моему, можно усмотреть некую игру полноты в переживании Грааля и отсутствия этой полноты в скоротечных неземных отношениях Парсифаля с Бланшфлер. Оба переживания очень ценны, но мне кажется, что отношения с Бланшфлер несут в себе хотя и сильные, но все же односторонние переживания, тогда как переживанию Грааля присущи целостность и полнота.

Когда единичность противопоставляется троичности, например, сражение одного противника с тремя, закон полноты требует либо дополнить три до четырех, либо сократить до единицы. Таковы возможные варианты развития существующей структуры. Парсифаль не может вернуться в замок Грааля, ибо нельзя просто так перейти от символизма числа три к символизму числа четыре. Все, что он в состоянии сделать, чтобы продолжать действовать, это свести числовой символ к единице.

Когда единичный символ не в состоянии разрешить возникшее противоречие, для успешного развития следует несколько ограничить его рациональный смысл. Если по мере приближения к следующему символическому числу возникает определенный прогресс, нет ничего лучше. Но если этого не происходит, символическое содержание несколько регрессирует, чтобы на какое-то время сохраниться, а затем продолжать свое развитие.

Два - это "плохо", ибо дуализм лишен перспективы. Один и четыре - "хорошие" символы. Два и три символизируют затруднения, нестабильность и неполноту, этапы, через которые человек должен пройти. С одной стороны, они абсолютно необходимы, с другой - нельзя слишком долго на них задерживаться. Парсифалю, не соответствовавшему четверичности замка Грааля, теперь следовало примириться с троичностью жизни здесь-и-теперь. Его любовь, его рыцарские идеалы, его служба при дворе короля Артура - все эти обстоятельства, имеющие отношение к жизни здесь-и-теперь, полностью подчинили его себе. Никто не мог повернуть его на путь, ведущий к замку Грааля, до тех пор, пока он не пройдет земной путь, предназначенный ему судьбой.

Когда в жизни доминирует троичность, наступают тяжелые времена; тогда три либо должно уменьшиться до единицы, либо увеличиться до четырех. Троичность или ее символ, который воспроизводится сознанием, невозможно выдержать очень долго из-за крайнего напряжения потребностей, не находящих удовлетворения. Если человека раздирают противоречия, которые парализуют его деятельность, ему следует либо сделать прорыв вперед и, испытав просветляющее воздействие инсайта, достичь четверичности, либо, наоборот, ограничить свое сознание, чтобы просто выжить

Алексис де Токвиль, француз, прибывший в Америку более века назад, сделал ряд острых наблюдений в отношении американского темперамента, стиля общения и идиом. Он заметил, что в американской конституции есть дезориентирующая идея - идея достижения счастья. Никто не может обрести счастье. Так не бывает.

Подходящей формулировкой могла бы оказаться, например, такая: "Если вы будете служить реальности, вас переполнит счастье. Но, занимаясь его поиском, вы отдалите от себя счастье, которое ищете"

роберт алекс джонсон "Он: глубинные аспекты мужской психологии"

illegal url, Л, 2, 1, 4, 3

Previous post Next post
Up