очередной репортаж из Metropolitan Opera: Massenet

Dec 21, 2008 14:44


Предыдущие репортажи смотрите здесь.

Вчера слушала (впервые) «Thaïs» с Renée Fleming (александрийская куртизанка Thaïs) и Thomas Hampson (никогда его раньше не слышала), в роли Athanaël, монаха из местной киновии (moine cénobite).

Интересно, что сопрано, впервые певшая партию Thaïs, была американка, Sybil Sanderson, дочь богача золотодобытчика и верховного судьи Калифорнии. Не следует понимать так, что это был gay marriage, ибо золотодобытчик и судья были одним и тем же лицом, которое рано умерло. Там была еще мама, которая не работала. После смерти отца мама с дочкой уплыли в Париж, где в то время текли славные времена Belle Époque, и стали там светскими львицами. Jules Massenet написал роль Thaïs специально для красавицы Sanderson. И не только Thaïs, Эсклармонду (Esclarmonde) тоже. И не только Massenet - Camille Saint-Saëns написал для неё заглавную роль во Фринее (Phryné). Но она вышла замуж за кубинского сахарозаводчика, перестала петь, начала пить и умерла в возрасте 37 лет.

Renée Fleming уже 49 лет, а она, слава Богу, все еще жива, все еще красавица, и все еще с изумительным голосом. Считается, что Thaïs ставят редко, потому что трудно найти сопрано, которая может справиться с ролью. Почему, не знаю, но Флеминг вполне справилась. Ее чудесное пение отчасти примирило меня с отсутствием запоминающихся мелодий (а это то, что по серости своей я люблю в опере и не только в опере).

Вообще, «Thaïs» опера длинная (три полновесных акта) и неровная. Happy end в ней отсутствует начисто. Любовь не побеждает смерть, хотя и одной левой побеждает аскетические устремления Атанаэля. Баритон пёр на Таис как танк, быстро перековал её из куртизанки в монашки, но сам, естественно, влюбился по уши. Хотя его о такой возможности предупреждал (басом) киновиарх Покемон (точнее, Palémon). Не впрок. Но самым симпатичным персонажем оперы является богач-тенор Nicias, который не только уступает другу-монаху свою, можно сказать, оплаченную и переплаченную куртизанку, но и спасает парочку от разъярённой толпы. Делает он это, отвлекая толпу разбрасыванием бумажных (sic!) денег. Плюньте в глаза тому, кто вам скажет, что первые бумажные деньги дзяо-цы появились в Китае в X веке, а в Европе - в протестантском Лейдене, во время испанской осады 1574 года.

В антракте между сценами II акта играется чудесное соло «Méditation», на скрипке под аккомпанимент арфы. Это, пожалуй, единственное мелодичное действо в опере «Thaïs». Сыграно было здорово, но кто играл, не помню. Помню, что китаец.
Previous post Next post
Up