А рисунки у него иногда мне напоминают некоего обобщенного русского художника второй половины XIX века. Посмотри, например, рисунки из музея Альбертина в Вене (особенно "Заяц" и "Трава"). На аналогии не настаиваю; интересно будет твое впечатление.
Кстати, у Леонардо есть известный этюд рук; сейчас не помню, где его искать, но ты, наверное, знаешь, его часто цитируют. Все же там, кажется, не такое явное s-образное положение. Общевозрожденческое, усердное, холодное изучение плоти, разучивание ее по частям (как, помнишь, занимаясь на фортепиано, разучиваешь по рукам отдельно, разбиваешь на кусочки).
Да, акварели Дюрера (и "Заяц", и "Трава", и "Маленькая сова") очень своеобразны. Тут, впрочем фокус ещё и в том, что нам почти неизвестны более ранние примеры жанра. Связано это как с дороговизной бумаги, так и с ее недолговечностью как носителя.
Ох, позор мне! КОнечно, это были акварели, а не рисунки. Спасибо за ссылки. Кстати, не заешь ли ты, случайно ли обе акварели - северные? Известны ли акварели южан? Не встречала ранее транскрипции Schongauer; всегда думала, что Schonhauer; так и произносила. Хотя, конечно, разнобой в транскрибировании имен собственных, бывал обычным делом, сейчас, мне казалось, это уже унифицировано.
Обе акварели - северные. Из южных образчиков мне приходит в голову только Леонардо да Винчи, но я итальянцев знаю хуже и могу кого-то забыть.
Написание Schonhauer с h я видел только однажды, на сайте Эрмитажа... Что же касается униформизации записи фамилий художников, то здесь все, к сожалению, не столь радужно. Количество вариантов написания имен одного и того же художника может быть достатично значительным...
При чем здесь эшер ??! Из античности до нас не дощло набросков, но руки рисовали и рисуют тысячи раз. Ввы будете утверждать что и все они.. за (тысячи) лет до эшера?
Смысл этого рисунка - жест. Смысл гравюры эшера - НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО-Е, как впрочем и большинства других его гравюр, в разных его проявлениях
Я не вижу ничего дурного в сопоставлении рисунка Эшера с более ранними изображениями рук. Замечу также, что Эшер, безусловно, знал и Дюрера, и Леонардо, а посему подобное сопоставление более чем осмысленно - как бы изображения ни интерпетировались.
К тому же явное s-образное положение (у Эшера - зеркальное) встречается вовсе не тысячи раз. М.б., у Эшера это даже рефлексия на классическую учебную "модель", заданную как раз возрожденцами.
Дюрер, среди прочего, чрезвычайно интересен тем, насколько он бывает разным: масло, упомянутая olesya_dvoskina акварель, рисунок иногда кажутся мне созданными разными людьми.
Comments 31
Кстати, у Леонардо есть известный этюд рук; сейчас не помню, где его искать, но ты, наверное, знаешь, его часто цитируют. Все же там, кажется, не такое явное s-образное положение. Общевозрожденческое, усердное, холодное изучение плоти, разучивание ее по частям (как, помнишь, занимаясь на фортепиано, разучиваешь по рукам отдельно, разбиваешь на кусочки).
Но параллель с Эшером - эфефектнейшая. Спасибо.
Reply
Примеры более ранних западноевропейских акварелей:
http://www.wga.hu/cgi-bin/highlight.cgi?file=html/m/master/zunk_fl/15_paint/1/07louis2.html&find=watercolour
http://www.wga.hu/cgi-bin/highlight.cgi?file=html/s/schongau/graphics/peonies.html&find=watercolour
У Панофского есть, кстати, чудное эссе о Дюере и классической античности в "Смысле и толковании изобразительного искусства".
Reply
Спасибо за ссылки. Кстати, не заешь ли ты, случайно ли обе акварели - северные? Известны ли акварели южан?
Не встречала ранее транскрипции Schongauer; всегда думала, что Schonhauer; так и произносила. Хотя, конечно, разнобой в транскрибировании имен собственных, бывал обычным делом, сейчас, мне казалось, это уже унифицировано.
Reply
Написание Schonhauer с h я видел только однажды, на сайте Эрмитажа... Что же касается униформизации записи фамилий художников, то здесь все, к сожалению, не столь радужно. Количество вариантов написания имен одного и того же художника может быть достатично значительным...
Reply
Из античности до нас не дощло набросков, но руки рисовали и рисуют тысячи раз. Ввы будете утверждать что и все они.. за (тысячи) лет до эшера?
Смысл этого рисунка - жест. Смысл гравюры эшера - НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО-Е, как впрочем и большинства других его гравюр, в разных его проявлениях
Reply
Я не вижу ничего дурного в сопоставлении рисунка Эшера с более ранними изображениями рук. Замечу также, что Эшер, безусловно, знал и Дюрера, и Леонардо, а посему подобное сопоставление более чем осмысленно - как бы изображения ни интерпетировались.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment