Сандалии и Мантенья.

Jun 11, 2006 12:22

Андреа Мантенья. "Распятие", Лувр (фрагмент). Св. ап. Иоанн.


Read more... )

Андреа Мантенья, Мастер амстердамской смерти Девы, искусство, святые, сандалии, пятнадцатый век

Leave a comment

Comments 34

Now it is two of them shkrobius June 11 2006, 23:16:45 UTC
In the second painting, there are two(!) disciples in sandals. The fashion of the sandals changes between the first and the second paintings. The young disciple's sandals are on the bearded one. One pictures St John letting his older brother, St James (who had the same shoe size) to wear his old sandals for the sad occasion, putting new ones on his own feet... The sandals must be a sign of being a Zebedee. How is that for the interpretation? I do not think you are going to find anything better.

Reply

Re: Now it is two of them clement June 12 2006, 11:05:43 UTC
Во-первых, спасибо большое за обращение внимания на сандалии второго апостола, я их не заметил.

Во-вторых, идея о ношении сандалий как знаке родства представляется любопытной, однако неподтвержденной ;-) Мне б где-нибудь картину, на которой бы все сыновья Зеведеевы были в сандалиях (1) и распознавались по другим аттрибутам (2) ;-)

Reply


ruventrip June 12 2006, 02:35:11 UTC
В Библии, в Ветхом Завете, братья выручают за Иосефа, младшего из братьев, сандалии, продавая его в рабство. Сандалии олицетворяет предательство, наименее извиняемое - кровное.
Спустя столетия римский наместник наполняет дом сандалиями, желая казнить праведника, ибо праведник должен платить, не взирая, на отсутствие прямого родства и срок давности.
Возможно, образ святого Иоанна, его чувства или ученичество\учение, признаны (духовными наставниками художника), наиболее чистыми высокими.
Св. Иоанн держит в руках пальмовую ветвь. Стройная пальма, сладкие плоды. В иудаизме символизирует часть народа, что погружен в учение, но не совершает добрых дел. На востоке пальма, кроме того, символ победы.
Св. Иоанн молод, подвиги впереди, ветка, изображенная, уже распустила листья.

Reply

clement June 12 2006, 08:02:25 UTC
Символику пальмовой ветви я бы столь глубоко не копал. Дело в том, что за три дня до смерти Марии явился ангел и принес ей сияющую пальмовую ветвь из Рая. Ветвь оную - по словам ангела - должно было несто перед телом Марии во время похорон. Это-то Мария и поручила св. Иоанну. Так что в сценах Успения апостол с пальмовой ветвью - явно св. Иоанн. http://www.newadvent.org/fathers/0832c.htm

К сожалению, это не объясняет наличие сандалий.

Reply

ruventrip June 13 2006, 14:34:35 UTC
Сандалии (кожаную обувь), снимают люди находящееся в трауре по близкому родственнику. Может быть, он не в близком родстве.
Соблюдающие пост также не носят кожаной обуви.

Reply

clement June 13 2006, 15:44:49 UTC
Даже если предположить знакомство итальянских художников пятнадцатого века с иудейской традицией, что мне представляется некоей натяжкой, то выходит, что все остальные апостолы соблюдают траур в сцене Успения, а св. Иоанн нет?! К тому же, это не объясняет сандалии в сцене в Гефсиманском саду.

Reply


Наверное, Св. Иоанн очень любил сандалии. как я:) 5oceans June 13 2006, 07:29:55 UTC
В сандалиях еще один апостол. И на второй (а их, в сандалиях, там даже трое), и на последей картине ("Смерть Девы"). Но ПРОРИСОВАНЫ они только у Иоанна.

Спасибо! у вас всегда так интересно:)

Reply

Re: Наверное, Св. Иоанн очень любил сандалии. как я:) clement June 13 2006, 15:59:38 UTC
А кто ещё?

Спасибо за интерес!

Reply

5oceans June 14 2006, 05:33:32 UTC
Андреа Мантенья. "Успение".
Здесь сандалии на ногах апостола, что стоит за гробом с чашей в руках. И у того, который спиной (если не сказать задом)
к зрителю, в красном. Видите?

Доменико Гирландайо. "Мадонна во славе в окружении святых".
А здесь оба мужчины справа в сандалиях и оба летящих ангела.

Пьетро Перуджино. "Иисус передает ключи св. Петру".
А тут, собственно, кроме Св. Иоанна еще Иисус в сандалиях...

Reply

clement June 14 2006, 16:38:01 UTC
Спасибо.

Ангелы не считаются, потому, что Лука (10:4) и Матфей (10:10) никак не оговаривали обувь ангелов ;-) Св. Иоанн Креститель апостолом не был, хотя - на вскидку - он тоже обычно изображается босым.

С Иисусом все в порядке - Иоанн-Креститель называл себя недостойным нести обувь Иисуса (Матфея 3:11), т.е. у последнего обувь таки могла быть.

Reply


solnyschko August 19 2006, 05:51:49 UTC
Какой хороший и интересный журнал!
С большими картинками!!!
Не получается у меня находить такие.
Скорее всего из-за незнания английского :(
Буду к вам заходить.
РS про сандалии не знаю.
Все версии мне кажутся интересными и имеющими право на существование.

Reply

clement August 19 2006, 19:08:16 UTC
Большое спасибо за интерес к моим записям, я постараюсь продолжить цикл.

Reply


foxlitha November 26 2006, 23:20:32 UTC
читала тут книжицу по талисманам...
попалось на глаза: "талисман от врагов - туфли"... вроде бы цитата из Папюса, но он известен как великий мистификатор и враль, но идея в принципе интересная, надо только подумать, откуда она взялась...

Reply

clement November 27 2006, 21:36:20 UTC
Большое спасибо за идею. Пока мне ничего найти не удалось, но буду копать дальше.

Reply


Leave a comment

Up