1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15 Одна из наиболее известных картин Петруса Кристуса, входящая во все известные мне книги, посвященные его искусству, находится в музее Метрополитен и изображает святого Элигия. Картина очень известная и тем не менее достаточно странная. Немногое, не вызывающее споров основывается на надписи в нижней части картины: m petr[us] xpi me fecit a 1449 - мастер Петрус Кристус меня сделал в 1449. Также понятно, что действие происходит в ювелирной лавке, а в руке у сидящего мужчины и на его столе - кольца, наводящие на мысль о таинстве венчания. Следующее обсуждение основывается на статье Дианы Волфтал.
По одной из версий, выдвинутой Петером Шабакером, сидящий мужчина - св. Элигий, покровитель ювелиров. Подобную картину могла заказать гильдия ювелиров для своей часовни. Известно, что часовня была перестроена в 1449. На святость ювелира могут указывать и литургические предметы на полке. Если ювелир - св. Элигий, то неизбежно напрашивается сравнение с весами Страшного суда. С другой стороны, Бауман и др. предположили, что речь идет о жанровой сцене. Так или иначе, даже если ювелир не святой, религиозный аспект картины очевиден, а ее темы: ювелирное искусство и брак.
Уже Фридлендер и Панофский (см. Ван дер Велден) видели в стоящих мужчине и женщине обрученную пару. Женщина указывает на кольцо, мужчина положил руку на плечо дамы, а на первом плане изображен пояс - традиционный подарок жениха невесте. Поза мужчины напоминает позу кавалера на несколько более поздней (1460-1465) гравюре мастера [E.S.] из коллекции Нац. Галереи в Вашингтоне:
Ван дер Велден предложил видеть в паре Марию Гелдерскую, вышедшую замуж в том же году - кроме совпадения дат, на это может указывать герб Гелдре на цепочке мужчины. То, что мужчина расположен справа от женщины не является редкостью (см. Холл).
Вторая пара изображена в круглом зеркале в правом нижнем углу картины. Круглые
зеркала весьма популярны у фламандских художников. По мнению Фрэра, кроме того, что зеркало - символ тщеты - оно может использоваться для наблюдения за покупателями - весьма распространенный и сегодня прием. Символическое значение зеркала могло бы быть связано с идеей Страшного суда и Всевидящего ока, не будь зеркало треснувшим:
Шабакер считает, что трещины и капля воды на поверхности зеркала указывают на негативное отношение художника к отражению в зеркале, на то, что отражение - греховно. Более того, мужчина и женщина в лавке противопоставлены паре на улице самим фактом сходства: правая, одетая в темное, фигура в обеих ситуациях слегка повернула голову налево, левая фигура одета ярче и ее голову украшает достаточно замысловатый головной убор. Подобный контраст, изображение греха для оттенения, подчеркивания добродетели центральной фигуры было практически общим местом - мы уже обсуждали этот прием (
1,
2,
3). Остается понять по какому принципу противопоставлены пары, т.е., в чем грех двух мужчин. Волфтал считает, что объяснение надо искать в изображении сокола на руке одного из мужчин.
Соколы встречаются в живописи в самых разных контекстах. Я очень рекомендую цикл записей
lariviere о Марии Бургундской (
начало), где сокол означает право Марии на Бургундию. Тем не менее, одно из наиболее распространенных значений соколиной охоты - любовь. Этой теме посвящена работа Фридман, я же приведу несколько примеров.
Знаменитый кодекс Манессе, первая половина четырнадцатого века (Cod. Pal. germ. 848., 249v) - Конрад, господин Алтштетттена.
Лондон, Британский музей, четырнадцатый век, резьба по кости. Слева - охота, справа - награда кавалера.
Иными словами, сокол указывает на эротический характер взаимоотношений между персонажами. Для Волфтал изображение Кристусом двух мужчин с соколом в треснувшем зеркале указывает на содомский грех.
Более того, в уже обсуждавшейся статье Манка приведен еще один - итальянский - пример картины, заказанной по случаю свадьбы, в которой содомиты служат фоном. Речь идёт о Дони Тондо Микеланджело, написанном по случаю свадьбы Анджело Дони и Маддалены Строцци (около 1503, Флоренция, Уффици). Для Манки указанием на характер отношений между обнаженными фигурами указывает не только их нагота, но и позы, касание тел и жесты. Тем самым, Микеланджело связывает гомосексуальное поведение с языческим миром, которому противопоставлено Святое семейство.
Противопоставление гомосексуального и гетеросексуального поведения не было чем-то неизвестным. Босвелл приводит примеры поэм двенадцатого-тринадцатого века, написанных в виде диспутов между Еленой, отстаивавшей любовь к женщинам, и Ганимедом, отстаивавшим любовь к мальчикам. Известны и аналогичные тексты шестнадцатого века. Более того, уже святой Бернардин Сиенский (1380 - 1444) предостерегал, что неженившиеся вовремя мужчины станут содомитами.
- Guy Bauman. “Early Flemish Portraits: 1425-1525.” The Metropolitan Museum of Art Bulletin 43,. no. 4 (Spring 1986).
- Jean-Claude Frère. Les Primitifs flamands, Paris : Terrail, 1996
- Mira Friedman, "The Falcon and the Hunt: Symbolic Love Imagery in Medieval and Renaissance Art" in M. Lazar and N.J. Lacy, The Poetics of Love,Fairfax, Virginia, 157-175
- Joseph Manca, "Sacred vs. Profane: Images of Sexual Vice in Renaissance Art", Studies in Iconography", 13, 1989-1990, pp. 145-190
- Peter H. Schabacker, "Petrus Christus 'Saint Eloy': Problems of Provenance,
Sources and Meaning." Art Quarterly 35 (1972):
103-120.
- Hugo van der Velden, "Defrocking St Eloy: Petrus Christus' Vocational Portrait of a Goldsmith," Simiolus, 26 (1998), pp. 268-269, doc. no. 2.
- Diane Wolfthal “Picturing Same-Sex Love: Images by Petrus Christus and the Housebook Master,” in Troubled Vision: Gender, Sexuality, and
Sight in Medieval Text and Image, ed. by Robert Mills and Emma Barker (Hampshire: Palgrave Macmillan, 2004), 17-46