Не так давно зашла речь о
копировании в искусстве фламандских художников. Обычно принято различать точные копии, то есть картины неотличимые от оригинала, но созданные позднее; реплики, то есть картины, отличающиеся друг от друга деталями или цветом, но столь схожие в технике исполнения, что они должны были быть созданы одним и тем же художником; и
(
Read more... )
Comments 4
Есть что поискать и что вспомнить. И подумать :)
Очень хороший повод разобраться со святыми Вильгельмами-Аделаидами.
На строчках об "исчезновении ощущения" мне сразу вспомнилось как стучит по голове почти в прямом смысле Снятие с креста в Прадо. Ошеломляет, ослепляет. Другие работы в том же зале, в том числе Вейдена же кажутся линялыми, почти подделками. А Снятие - мощнейший источник энергии, не говоря уже о красках и живости изображенного. А в Лувене я похоже и не помню этого сюжета.
Интересно, на чем основывается соображение об оригинальности нью-йоркского варианта? Я вижу лицо ангела на берлинской работе, а на нью-йоркской - нет. При том, что четкость репродукций примерно одинаковая.
Reply
Конкретно с Берлином и Нью-Йорком я не знаю, книги не под рукой, но подобные решения обычно основываются на изучении рентгеновских снимков и фотографий в инфракрасных лучах. К примеру, сравниваются подготовительные рисунки (наличие штрихов и вариантов, исправлений и т.д. считаются признаками творческого процесса). Иногда может быть важна дендрохронология, но здесь речь похоже не об этом, т.к. обе картины датируются одним и тем же периодом.
Reply
Reply
Остальные упомянутые мной методы не датируют картины, но позволяют получить дополнительную информацию, которая в свою очередь может быть использована для искусствоведческого анализа, в том числе и проблемы датировки.
Reply
Leave a comment