ИСКУССТВО КАК УГОВОР
Позавчера эту картину Марка Ротко (1903, Двинск - 1970, Нью-Йорк) под названием "Королевское красное и синее" (1954 г.) продали на "Сотбис" за 75.000.000 долларов.
Многие по этому поводу хихикают и глумятся.
А напрасно!
Никто не доказал, и в принципе не может "доказать", что Лактионов писал радикально хуже, чем Вермер (по мне, так это художники примерно равного дарования и мастерства). Но вот как-то так принято считать.
Художественный рынок - весьма сложный механизм. Тут не только деньги - тут и тончайшая экспертиза, и грубая традиция. Художественный рынок определил Сезанна как гения, Больдини - как салонного угодника, Малевича - как разведчика грядущего, а Иогансона - как скучного соцреалиста. Хотя при всём при том и Больдини, и Иогансон стоят немалых денег...
Искусство - царство условных ценностей.
Если дикаря привести на концерт в Большой Зал Консерватории, где 1800 человек в течение полутора часов с небольшим перерывом благоговейно внимают какому-то неритмичному пиликанью, дуденью и тарабаньканью - он воскликнет:
- И за эту мучительную хрень еще деньги берут?!
Так что не будем уподобляться оному дикарю.