День рождения не у меня, а у Валентина Серова (
Лабазов напомнил). А подарок действительно мне, Серова очень люблю. Давайте покажем друг другу любимые картины этого замечательного художника?
Начну я - с двух портретов одной дамы, у портретов разные названия, потому что один написан в 1888 году до ее замужества, а другой в 1895 году, уже после. Речь идет о двоюродной сестре художника, Марии Яковлевне Симонович.
Девушка, освещенная солнцем
(Портрет М.Я.Симонович).
1888. Холст, масло. Третьяковская Галерея.
Из воспоминаний Марии Симонович:
В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серов предложил мне позировать; после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника - добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Сеансы проходили по утрам и после обеда - по целым дням: я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы все тогда его считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным; я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством - сделать как можно лучше, не щадя трудов.
<...> «Писаться!» - раздавался его голос в саду, откуда он меня звал.
Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогда ничего не произнося, а только показывая рукой в воздухе с своего места, как на полмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить. Вообще он никогда ничего не говорил, как будто находился перед гипсом, мы оба чувствовали, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном, чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи.
Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он - удачным писанием, а я - важностью своего назначения. Он все писал - я все сидела. Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяц позирования… да, я просидела три месяца! Три месяца совсем не так много, чтобы закончить портрет как следует и, главное, видеть, что дальше идти некуда. Очень может быть, что та уверенность, которая у него была в том, что модель не откажется позировать раньше, чем портрет будет закончен, дала ему спокойную и обдуманную работу с неподражаемой техникой. Только теперь, на расстоянии пятидесяти лет, в спокойной старости, можно делать анализ чувств, нас так волновавших. Время молодости, чувства бессознательные, но можно сказать, почти наверное, что было некоторое увлечение с обеих сторон, как бывает всегда с художниками <...>
Портрет М. Я. Львовой.
1895. Холст, масло. Частная коллекция.
Интересно, что сын Марии Симонович стал
лауреатом Нобелевской премии по микробиологии. А теперь ваша очередь показывать! :)