Женщина-скандал, да и художник тоже "в душе скандалист"...

Aug 22, 2024 13:27



Об их бурном романе в Париже в 1910-1911 годах трезвонила бульварная пресса
и сплетничали в свете.
         



Это французская карикатура 1911 года на Габриэле д'Аннунцио и Иду Рубинштейн.

Габриэле д'Аннунцио (1863-1938) - итальянский писатель, поэт, драматург и политик, личность неординарная.
А Ида Рубинштейн (1883-1960) была знаменитой танцовщицей, вот их и окарикатурили в танце:
д'Аннунцио сделали на голову выше Иды, хоть в жизни было всё наоборот.

Габриэле д'Аннунцио впервые увидел Иду Рубинштейн на сцене в 1910 году
и сразу загорелся идеей написать что-нибудь особенное для Иды Рубинштей.

Д'Аннунцио написал для неё пьесу-мистерию "Мученичество святого Себастьяна" (музыка Дебюсси).

Вот эскиз Бакста к первой постановке:


И первая же постановка пьесы-мистерии "Мученичество святого Себастьяна" вызвала немалый скандал:
архиепископ Парижа требовал немедленно запретить!
Ибо великого католического святого на сцене изображала мало того, что женщина (полуобнажённая),
так ещё и еврейка.

Русский художник Валентин Серов, как и итальянец Габриэле д'Аннунцио,
увидел впервые Иду Рубинштейн в 1910 году, и тоже на сцене.

Увидев Иду на сцене, Серов решил написать её портрет.
И написал:



И получил по полной негативных откликов от прессы.
Да от прессы ладно бы - и от собратьев-художников.
Репин называл портрет "гальванизированным трупом", Суриков - "безобразием",
были реплики из художественного цеха про "самый неудачный портрет мастера", "уродство", "декадентство"...

Сам 46-летний Серов говорил про весь шум вокруг портрета: -
    "Вот какие бывают скандалы. И я рад, ибо в душе - скандалист."

К сожалению, вскоре Серов умер от приступа стенокардии (в ноябре 1911 года).
И очень скоро после смерти Серова "Портрет Иды Рубинштейн" перешёл от нелицеприятного "безобразия" и "уродства"
в разряд - "последний шедевр мастера"...
Этот портрет стали называть не иначе как - "классическое произведение русской живописи совершенно самобытного порядка"...

А ещё Серов почти одновременно с "Идой" писал "Портрет княгини Орловой":



Говорят, княгине ужасно не нравился "Портрет Иды Рубинштей".
И, когда уже она уже дала согласие, чтобы её серовский портрет поместили в Русский музей имени Александра III,
то к согласию добавила условие - чтобы она и Ида
("Портрет княгини Орловой" и "Портрет Иды Рубинштейн") не висели бы рядом...

Наверное, чтоб не видели, как они стилистически похожи.
Ну, "папа"-художник у них ведь один и тот же..

И они (сейчас в меня полетят камни, как в св. Себастьяна стрелы) на мой взгляд - правда похожи,
особенно громадная шляпа на одной и причёска на другой:)


 

В начале поста - фото 1911 года, Габриэле д'Аннунцио и Ида Рубинштейн

фотография, художник, Серов, Бакст

Previous post Next post
Up