"Пьета" - от итальянского слова pieta значит "жалость".
В живописи и скульптуре "Пьета" очень распространённый сюжет.
По канонам в "Пьете" перед зрителем только Мать и Сын - у неё на коленях,
Иными словами, пьета - это оплакивание Христа святой девой Марией,
а по-человечески - мать оплакивает сына...
Вот, например, живописная "Пьета" Ван Гога:
Самая ранняя и самая известная "Пьета" создана в 1499 году 24-летним Микеланджело.
Скульптор был молодым и Мать в этой скульптуре - прекрасная и юная,
словно и не прошло 33 лет с тех пор, как она родила сына...
"Пьета" от Микеланджело стоит в капелле собора Св. Петра в Ватикане.
После того, как на неё в 1972 году напал с альпийским молотком психопат, кричащий, что он - Христос,
скульптуру закрыли пуленепробиваемым стеклом, а досмотр посетителей усилили.
(из своб. источников)
А такая Пьета стоит в ризнице главного храма в Толедо:
Вообще, испанские скульптуры в католических храмах отличаются своими натуралистическим подходом к делу.
Раны, кровь, страдание, слёзы, всё, на мой взгляд, порой даже гиперболизированы.
Вот ещё одна Пьета - в Альгамбре (Гранада) в церкви Санта-Мария-де-ла-Альгамбра:
Вот тут ближе, чтоб посмотреть, как выполнены руки.
Как рука матери, почти не касаясь, поддерживает безжизненную руку сына:
Чем больше смотришь на Пьету, что в ризнице главного храма в Толедо,
тем больше поражаешься, каким живым скульптор "написал" её лицо...
У Микеланджело в лице Марии - полная отрешённость, что называется - глубочайшая скорбь.
А тут во всём облике - её несогласие со всем произошедшим, протест, вопрос, как же так можно?
Фото - мои, 2016 год