Давно собиралась открыть Толстого и освежить в памяти - а как он описывает встречу Анны с Серёжей?
Как только попадалась на глаза эта иллюстрация 1878года Врубеля "Свидание Анны с сыном", так и хотелось перечитать.
Нет, правда, почему Врубель "увидел" эту встречу таким образом - с таким свирепым выражением лица у Анны?
С такой её мощной хваткой мальчика за лицо?
(или как она вообще его держит?
Врубель довольно необычно перекрутил её руки, раз они обе - на переднем плане)
Мальчику, между прочим, 9 лет: это день рождения Серёжи, поэтому Анна и решила во что бы то ни стало пробраться в дом и увидеть сына.
Ребёнок аж двумя руками, сцепив пальцы, ухватился за шею матери.
Понятно, что Врубель, за что ни возьмётся - всюду "уши" Демона торчат.
Но это позже.
А сейчас это был ранний Врубель, 22-летний студент юридического факультета Петербургского университета.
Но к Толстому
Анна с Вронским и маленькой Аней только что вернулись из путешествия по Италии в Петербург.
Мысль о встрече с сыном "не переставала волновать её".
Причём ей было мало увидеть сына на гулянии, "ей столько нужно было сказать ему, ей так хотелось обнимать, целовать его"...
Каренин ей отказал (устами графини Лидии Ивановны) в её просьбе увидеть сына.
Словом, она пошла, что называется, без спросу, в 8 утра, когда мальчик едва проснулся.
Потом было счастливое пробуждение Серёжи и его восторг от прихода матери,
ведь ему говорили, что она умерла...
Анна плакала от радости; сын, окончательно проснувшись и осознав, что случилось, то и дело бросался целовать её.
Словом, идиллия.
Вот как художник Орест Верейский (1915-1993) в 1979 году, через 100 лет после Врубеля проиллюстрировал:
Ну и под конец свидания, когда уже было опасение, что вот-вот Каренин войдёт,
Анна (вернее, Толстой) вбила первый гвоздь в крышку своего гроба, сказав сыну:
" - Серёжа, друг мой, - сказала она, - люби его, он лучше и добрее меня, и я пред ним виновата.
Когда ты вырастешь, ты рассудишь.
- Лучше тебя нет!.. - с отчанием закричал сквозь слёзы и, схватив её за плечи,
изо всех сил стал прижимать её к себе дрожащими от напряжения руками"
Ну а потом, убегая, она всё же столкнулась с Карениным в коридоре.
"Несмотря на то, что она только что говорила, что он лучше и добрее её,
при быстром взгляде, который она бросила на него, охватив всю его фигуру со всеми подробностями,
чувства отвращения и злобы к нему к нему и зависти за сына охватили её.
Она быстрым движением опустила вуаль и, прибавив шагу, почти, выбежала из комнаты."
О пользе перечитывания заново под влиянием иллюстрации. Понятно: Врубель - гений (кто бы спорил)
И, хоть он и назвал набросок "Свиданием с сыном", но, похоже, в уме держал, что в тот приход Анны случилось ведь и свидание с Карениным...
Вот и проступило на миг в лице Анны на этом врубелевском рисунке отвращение и злоба к нему (Каренину),
из-за которого она, как вор, подкупая слуг, должна пробираться к любимому сыну...
Ну, разумеется, это всего лишь мой вариант прочтения рисунка Врубеля.