Живопись Возрождения из Академии Каррара

Dec 08, 2019 17:22



Академия Каррара в Бергамо
Образ Ренессанса во многом формировался в произведениях художников Северной Италии. И Ломбардия заняла видное место в итальянской художественной дискуссии с XV века, когда появлялись новые темы, рождалась перспектива, разнообразные живописные техники.
Экспозиция живописи в Академии Каррара так и начинается - с XV века. Все залы и картины сопровождаются пояснительным текстом на итальянском и английском языках. В первом и втором залах представлены произведения поздней готики и раннего Возрождения. С них и начнём наше путешествие в историю Итальянского искусства - посмотрим два первых зала.

"У него был мягкий способ говорить, безмятежный лоб, веселые глаза, и он всегда двигался с абсолютным самообладанием, какими бы красивыми они ни были". Так гуманист Анджело Децембрио описывает в 1426 году Леонелло д'Эсте, маркиза Феррара - главного героя одного из самых культурных и утонченных итальянских дворов. Этот портрет, возможно, был выполнен Пизанелло по случаю знаменитого изобразительного конкурса, в котором Якопо Беллини и Пизанелло соревновались в 1441 году. Профиль - как на древних медалях, но точно исследует характерные черты лица, которое выделяется на синем фоне и оживляется цветами розария.
К медальерному искусству Пизанелло (1395-1455) обратился уже будучи зрелым художником. Первая медаль его авторства датируется 1438 годом. Этот год считается годом рождения ренессансного медальерного искусства. Популярность его объясняется возросшим в то время интересом к античной культуре. Многие высокопоставленные особы коллекционировали древние медали и геммы.



Антонио Пизано, прозванный Пизанелло. портрет Лионелло д’Эсте, 1441, дерево, темпера

Донателло (1386-1446) - итальянский скульптор, художник, главный новатор в искусстве Ренессанса. В те годы биографии Донателло, когда формировалась его творческая личность, он работал вместе с Гиберти во Флоренции над бронзовыми дверьми для баптистерия.



Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди)? Мадонна с младенцем, 1430-1435. Терракота

На картине Якопо Беллини (1400-1470), отца Джованни Беллини, изображён соловей, который ассоциируется со слухом, потому что его песня слышна издалека. В этом заложен особый смысл - Христос был зачат Марией, согласно апокрифу армянского происхождения, через ухо. Богоматерь, Дева Мария зачала Христа, потому что у неё была особая чуткость уха к Божественному Слову.



Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем, около 1440. Дерево, темпера

Одним из атрибутов Иеронима был лев. Во время своего пустынножительства святой Иероним повстречал льва, страдавшего от боли в лапе, бесстрашно осмотрел больное место, вынул из лапы большую занозу и вылечил льва, который в знак благодарности стал всюду неотлучно сопровождать святого.



Фламандский художник второй половины XV века. Святой Иероним, 1460-1470



Святой Иероним. Фрагмент



Слева - Бонифачо Бембо. Святой Франциск получает стигматы, около 1460.
В центре - Стефано де Федели (?). Успение Девы Марии, 1470-1475.
Крайняя справа - Винченцо Фоппа. Святой Иероним, 1485-1490



Успение Девы Марии. Фрагмент



Святой Франциск получает стигматы. Фрагмент

Козимо Тура (около 1430-1495) - живописец Раннего Возрождения. Представитель феррарской школы. Для искусства Козимо Туры характерны резкая экспрессивность, жесткость рисунка, холодный колорит, чеканность деталей. Есть предположение, что картина была центральной частью триптиха.



Козимо Тура. Мадонна с младенцем, около 1475-1480, дерево, темпера

Кривелли (1430-1495) работал в основном в Далмации и Марке. Этот нежный образ, сверкающий золотом и цветом, сопровождается символами средневековья: яблоко, которое ребёнок держит в руках, - это символ первородного греха, огурец, помещённый на подоконнике, относится к Воскресению, поскольку Иона проснулся после трёх дней в чреве кита под перголой из тыкв и огурцов, гвоздика и вишня интенсивного красного цвета намекают на кровь Страстей Христовых.



Карло Кривелли. Мадонна с младенцем, 1480-1483. Темпера, дерево

Маэстро деи Картеллини - художник середины XV века. Представлены четыре части разрозненного полиптиха. Две изображают святых Петра и Павла, ещё две - ангелов с орудиями страстей. Обратите внимание на любопытные рельефные детали картины.



Маэстро деи Картеллини. Святой Петр, 1445-1455, дерево, темпера. Святой Павел, 1445-1455, дерево, темпера



Святой Петр. Фрагмент



Маэстро деи Картеллини. Ангелы с орудиями страстей, 1445-1455, дерево, темпера



Слева - Лоренцо да Венеция. Мадонна с младенцем и ангелами, которым поклоняются Святой Доминик и монахиня-доминиканка. По бокам - истории из жизни Христа. Темпера, дерево.
Джованни д’Алеманья. Мученичество святой Аполлонии (ослепление), Мученичество святой Аполлонии (вырывание зубов), около 1440-1445. Темпера, дерево



Джованни Беллини (1430-1516) - самый талантливый из семейства Беллини, был первым художником эпохи раннего Возрождения в Венеции. Он один из первых, кто при оплакивании Христа показал Богородицу постаревшей. Для него было важно почувствовать человечность Христа.
На картине "Мадонна с младенцем" оригинальное решение фигуры младенца.



Слева - Джованни Беллини. Пьета - Христос между Богородицей и Иоанном, примерно 1455. Справа - Джованни Беллини. Пьета, 1455. Мадонна с Младенцем, около 1476, дерево, темпера

В XVII веке картина Джованни Беллини принадлежала монастырской церкви Санта-Мария-делла-Паче в Альцано-Ломбардо, в провинции Бергамо. Затем она попала на антикварный рынок, где была приобретена Джованни Морелли, который после смерти оставил её Каррарской Академии.



В центре - Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем (Мадонна ди Альцано), около 1485-1487. Дерево, масло



Мадонна с Младенцем (Мадонна ди Альцано). Фрагмент



Джованни Беллини. Портрет молодого человека, 1475-1478. Масло, дерево



Джованни Беллини (?). Портрет молодого человека, 1500-1510. Масло, дерево

Большинство творений Бартоломео Виварини (ок.1430-ок.1499) исполнены темперой, однако он был и одним из первых итальянских художников, использовавших масляные краски (начиная с 1473 года); письму маслом Виварини учился у Антонелло да Мессина.



Бартоломео Виварини. Триптих Святого Мартина, 1491



Триптих Святого Мартина. Фрагмент

Хорошо сохранившийся полиптих Бартоломео Виварини, но есть предположение, что верхняя доска была обрезана, а ранее соответствовала полукруглому или треугольному тимпану.



Баротолмео Виварини. Полиптих из Сканцо: Троица с двумя ангелами. Мадонна на троне. Святой Петр. Святой архангел Михаил. 1488, дерево, темпера



Троица с двумя ангелами. Фрагмент



Слева - Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем, 1486. В центре - Альвизе Виварини. Кающийся святой Иероним, 1475



Альвизе Виварини. Святой епископ (Андрей?) со святыми Людовико ди Толоза и Франциском Ассизким, 1470-1475.



Бартоломео Монтанья. Святой Иероним в Вифлееме, 1505-1510. Холст, масло, темпера. Мадонна с младенцем на троне со святыми Себастьяном и Рокко, 1483-1487. Темпера, дерево

Следующая картина Витторе Карпаччо (1465-1526) временно находится на выставке в Ферраре. Работа выполнена уже в технике холст-масло.  В домашнем интерьере мать Марии, Святая Анна, отдыхает после родов, повитуха готовит ванну для новорожденной, а пожилой муж Анны Иоаким присматривает за ней. В картине - множество символических деталей: кролики, грызущие капустный лист, намекают на девственность Марии. Надпись на иврите: "Святой, Святой, Святой на благословенных небесах, который приходит во имя Господне", связана с именем Христа, выгравированным на дверном косяке.



Витторе Карпаччо и мастерская. Рождество Богоматери, около 1502-1504. Холст, масло



Витторе Карпаччо. Портрет дворянина, 1495. Дерево, темпера

"Благовещение" Франческо ди Симоне да Сантакроче (1470/1475 - 1508) было написана по заказу граждан Бергамо - это пример алтарной композиции. Здесь уже нет плоскостности и условностей, всё трактуется как сцена, увиденная нами то ли сквозь окошко, то ли сквозь дверь. Показан интерьер венецианского палаццо с изумительной мозаикой, которая украшает стену. Окно - это выход в мир, ради которого и произошло то событие, которое изображено на картине на переднем плане. Пейзаж в окне изображает венецианскую лагуну, остров Сан-Джорджо.



Франческо ди Симоне да Сантакроче. Благовещение. 1504. Дерево, масло



Фрагмент картины "Благовещение" Франческо ди Симоне да Сантакроче



Фрагмент картины "Благовещение" Франческо ди Симоне да Сантакроче



Фрагмент картины "Благовещение" Франческо ди Симоне да Сантакроче

Сайт Академии Каррара
www.lacarrara.it

музей

Previous post Next post
Up