Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Обнажённая, 1876. Холст, масло. ГМИИ
ВступлениеКартина Ренуара была приобретена в 1898 году Иваном Ивановичем Щукиным для собрания Петр Ивановича Щукина в парижской галерее Дюран-Рюэля, а с 1912 года она уже находилась в коллекции Сергея Ивановича Щукина. Все три брата постарались, чтобы этот шедевр на радость нам оказался в Пушкинском музее.
По замыслу устроителей, выставка "Щукин. Биография коллекции" начинается с собрания самого колоритного из братьев Петра Ивановича Щукина. Он был крупнейшим собирателем русской старины. Чего только не было в его коллекции: редкие книги, древнерусские иконы и монеты, серебряные украшения. Когда в 1905 году Петр Иванович подарил свое собрание Москве, в каталоге ценностей значилось 23 911 предметов!
На выставке в зале Петра Щукина тоже всё показано сумбурно и как будто хаотично - оружие, ключи, часы, веера, ордена, медали, старинные ткани, и конечно, картины.
1.
М.П. Боткин (1839-1914). Портрет Ивана Васильевича Щукина (1817- 1890). 1890-е. Холст, масло. ГИМ, Москва
В 1891 году Петр Иванович купил участок земли на Малой Грузинской улице и начал строительство специального помещения для своей огромной коллекции. До конца дней П. И. Щукин содержал на свои деньги музей и семь его сотрудников.
Терем в русском стиле на Малой Грузинской сохранился. Теперь его занимает Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева.
2.
Сцена из пьесы Кабуки "Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми", 1852. Диптих из альбома театральных гравюр художников школы Утагава, Япония
3.
Запонки. Россия, XVIII век. Медный сплав, золочение
4.
П.П. Веденецкий (1766-1847). Панорамный вид Нижнетагильского завода Демидовых, 1836. Холст, масло. ГИМ, Москва
5.
Кресла садовые. Россия, XVIII век. Сталь, ковка. ГИМ, Москва
6.
Н.И. Подключников (1813-1877). Усадьба Кусково. Вид из-за пруда. Холст, масло. ГИМ, Москва
7.
Камергерские ключи, XVIII-XIX век. Россия, Европа
8.
Съёмы для нагара свечи. Россия, Тула. Конец XVIII века. Сталь, бронза, золочение. ГИМ, Москва
9.
Мэри Кассет (1844-1926). Мать и дитя, начало XX века. Бумага, пастель. ГМИИ им. А.С. Пушкина
10.
Фелонь. Атлас золотный, бархат, киндяк. Большая иконная рама. Великий Устюг. Россия, вторая половина XVII века. ГИМ, Москва.
11.
Коробочка, XVIII век. Великий Устюг. Эмаль, медь. ГИМ, Москва
12.
Часы настольные, Германия. XVI век. Бронза, сталь, латунь. ГИМ, Москва
13.
Кресло. Китай, XIX век. Дерево, мрамор розовый, мрамор серый, перламутр, резьба, инкрустация. ГИИНВ, Москва
14.
15.
Неизвестный художник середины XVIII века. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны, середина XVIII века (копия с оригинала Георга Христофора Гроота). Холст, масло. ГИМ, Москва
16.
Табакерка настольная. Россия, Тула.1760-е. Сталь, ковка, чеканка. ГИМ, Москва
17.
Табакерка настольная. Россия, Тула. 1760-е. Сталь, ковка, чеканка. ГИМ, Москва
18.
Шкатулка с выдвижным ящичком. Россия, Тула. Около 1801 года. Сталь, бронза, бархат. ГИМ, Москва
19.
Рельеф "Апофеоз Александра I", 1819. Мастер Ларион Антонов. Россия, Урал, Чугун, литьё, покраска. ГИМ, Москва
20.
Ткань шелковая золотая узорная. Персия, XVII век. ГИМ, Москва
21.
В.А. Голике (1802-1848). Портрет императрицы Александры Фёдоровны, 1830. Копия с оригинала Джорджа Доу (1781-1829). Холст, масло. ГИМ, Москва
22.
Чернильница, Россия. Конец XVII - начало XVIII веков. Медный сплав, литьё, чеканка. ГИМ, Москва
23.
Поль Эллё (1859-1927). Дама в белом. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
24.
Замок силуэтный в виде дракона, Россия. XVIII век. Латунь, железо, ковка. ГИМ, Москва
Переходим в зал Дмитрия Ивановича Щукина - другого брата Сергея Ивановича. Его коллекция располагалась на Арбате в Староконюшенном переулке. Он увлекался коллекционированием древней живописи. Время от времени он передавал часть принадлежавших ему картин в дар Румянцевскому музею. Полотна голландских живописцев Дмитрия Ивановича Щукина по сей день являются жемчужиной Пушкинского музея.
25.
26.
27.
28.
29.
Лукас Кранах Старший (1472-1553). Плоды ревности, 1530. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
30.
7 - Мастер Лихтенштейнского замка, XV век. Рождество. Дерево, темпера, позолота. 8 - Ян Мостарт (1472-1555). Христос-Страстотерпец, около 1520. Дерево, масло. 9 - Михель Зиттов (1468-1525). Несение креста. Дерево, масло. 10 - Мастер Лихтенштейнского замка. Поклонение волхвов. Дерево, темпера, позолота. Все - ГМИИ им. А.С. Пушкина
31.
Майолика. Италия, XVI век
32.
33.
Блюдо "Кефал и Прокрида". Италия, 1576. Майолика. Музей "Кусково", Москва
34.
Напрестольный крест. Афон. Начало XVII века. Кипарис, резьба, серебро, гравировка, золочение. ГМИИ им. А.С. Пушкина
35.
Икона шитая Дмитрий Солунский. Москва, XV век. Пелена Богоматерь Казанская. Москва, XVII век. Тафта, атлас золотой, нити шелковые и золотые, ткачество, шитьё. Музеи Московского Кремля, Москва
36.
Италия. Бронза, XVI - XVIII век. Справа - Виллем Кальф. Кубок из перламутровой раковины и фрукты, XVII век. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
37.
Винсент Лауренс ван дер Винне (1625-1702). Суета сует. Холст, масло. ГМИИ.
Круг Герарда Терборха. Урок музыки, XVII век. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
38.
Хендрик Корнелис ван дер Влит (1611-1675). Интерьер новой церкви в Делфте, 1655. Дерево, масло.
Питер Клас (1597-1660). Завтрак, 1646. Дерево, масло.
Антонис ван Дейк (1599- 1641). Копия. Амур со стрелами, XVII век. Дерево, масло.
Николаус Кнюпфер (1593-1655). Пилат, умывающий руки. Дерево, масло. Все - ГМИИ им. А.С. Пушкина
39.
Питер Клас (1597-1660). Завтрак, 1646. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
40.
Филипс Паувелс Вауверман (1619-1668). Возвращение с охоты. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Информация о картинах размещена не под каждой работой, а собрана в залах на одной табличке, цифры под картинами подписаны как будто от руки, как в домашней коллекции.
41.
42.
43.
Франсуа де Труа (1645-1730). Портрет Аделаиды Савойской, 1697. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
44.
68 - Алессандро Альгарди (1598-1594). Крещение Христа. Италия, XVII век. Бронза. 69 - Мадонна. Германия, XIX век. Бронза. 70 - Пьер Лепорт (1659-1744). Эней, Анхиз и Асканий. Франция, XIX век. 71 - Богоматерь непорочного зачатия. Германия, XVIII век. Дерево. 72 - Похищение сабинянки. По модели Джамболоньи, 1583. Италия
45.
46.
47.
Парные вазы-ароматницы. Германия, 1760-е. Фарфор, надглазурная роспись, позолота. Музей Кусково, Москва
Наконец, ещё один зал посвящён третьему брату Сергея Щукина - Ивану Ивановичу Щукину. Иван собирал коллекцию редких изданий по истории русской философии и религиозной мысли. Эта коллекция находилась за границей - в Париже, куда он уехал в 1890-е годы, получив часть отцовского наследства. Иван Щукин был профессором Вольного университета в Брюсселе и Школы восточных языков в Париже. Как многие из Щукиных, он был человек очень одаренный и интересный. У него постоянно собирались его друзья из русских интеллигентов Парижа. В конце жизни его материальное положение пришло в расстройство, и коллекция была распродана. Его библиотека была приобретена Школой восточных языков и является наилучшим русским книгохранилищем Парижа.
48.
Картина Эль Греко "Кающаяся Мария Магдалина" из собрания Ивана Щукина была продана в Берлине на аукционе Келлера-Рейнера 9 апреля 1907 года под № 88.
Затем она оказалась в Будапештском музее изобразительных искусств. 49.
Эль Греко. (Доминикос Теотокопули) (1541- 1614). Кающаяся Мария Магдалина (1576-1577). Холст, масло. Музей изобразительных искусств, Будапешт
50.
Игнасио Сулоага (1870-1945). Портрет И.И. Щукина, 1899. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пейзаж Клода Моне был приобретён И.И. Щукиным в галерее Дюран-Руэля в 1899 году, затем он находился в собрании С.И. Щукина. Портрет Пруста приобретён И.И. Щукиным в том же году, затем был в собрании И.С. Остроухова.
51.
Клод Моне. (1840-1926). Сирень на солнце, 1872-1873. Холст, масло. Эдуард Мане (1832-1883). Портрет Антонена Пруста (1877-1880). Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Затем переходим к главной коллекции выставки -
собранию Сергея Ивановича Щукина...