Александр Александрович Осмёркин (1892-1953) родился в Херсонской губернии, в 1911-м поступил в Киевское художественное училище, в 1913-м переехал в Москву и поступил в студию Машкова, одного из основателей художественного объединения "Бубновый валет". Был призван в армию, по возвращении вместе с другими художниками "Бубнового валета" участвовал в выставке "Мир искусства" в Москве (декабрь 1917-го). Наиболее интересные картины, на мой вкус, написаны в ранне-двадцатых годах.
Из воспоминаний Нюренберга
Бытовая жизнь Москвы нас очень утомляла. За водой мы ходили на улицу Чехова, в один из темных подвалов. «Свет, вода и тепло» было в то время нашим жизненным лозунгом. В Москве было трудно достать мужскую одежду. В открывшихся комиссионках продавалось только то, что осталось от удравшей буржуазии: фраки, визитки, пикейные жилеты, цилиндры и котелки… Осмеркин вынужден был вырядиться в визитку и пикейный жилет. Трудно, как и многие, жили Осмеркины. Бывали дни, когда ели одни сухие коренья без соли. Ходили с трудом. Больше лежали и играли в шашки. И все же Осмеркин ухитрялся писать много и с увлечением. - Я не видела человека, - говорила его жена, - более «прекрасно» голодавшего, чем Шура. Он никогда не думал об этом и говорил, что «можно жить три дня без хлеба и ни одного дня без искусства». Холод в эту пору стоял зверский. В кухне и туалете намерзали ледники, потому что вода шла и замерзала когда хотела. Спали в шубах и валенках. В гости ходили пешком - транспорта не было. Кое-где ползли трамваи. Печку топили сырыми дровами и книгами. Осмеркин разрешал жечь книги всех авторов, кроме Пушкина. «Жечь Александра Сергеевича» он считал святотатством. Однажды Осмеркин исчез. Его не было несколько дней. Кончаловский и Лентулов серьезно заволновались. Бросились к Малютину. Открыли дверь и видят: сидят Малютин и Осмеркин в шубах и шляпах, ставят натюрморт и сильно спорят. Осмеркин мог так увлекаться искусством, что забывал дом, обед и все на свете.
Пропустим лет двадцать пять. В августе 1947-го по обвинению в формализме Осмёркин был уволен из Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. В мае 1948-го на второй сессии Академии художеств педагогическая работа Осмёркина была подвергнута резкой критике. В августе был освобожден от работы в Московском государственном художественном институте им. Сурикова "за формализм". В качестве реабилитации художнику предложено исполнить картину "Передовые люди автозавода им. И.В.Сталина" для Всесоюзной художественной выставки. Он работал над этой картиной почти два года, но она была отклонена.
Из воспоминаний Нюренберга
- Первый инсульт, - рассказывал мне Осмёркин, - я получил, когда меня крыл Саша Герасимов, во время того, как чистили Институт им. Сурикова. Он требовал, чтобы меня удалили из института как формалиста. Помню: сидел я и вдруг… потолок накренился и запрыгал. В глазах потемнело. Я встал с трудом, жена меня поддерживала, пошли домой. Несколько дней пролежал с сильнейшими головными болями. Врач сказал, что это был инсульт. Второй инсульт я получил, когда Художественный совет отверг мою производственную картину, над которой я работал два года. <...> О четвертом инсульте мне рассказывала его жена Надя. Случилось это утром, когда он писал чудесный незабываемый и последний пейзаж. Он умер с кистью в руке, как и хотел.
Автопортрет, 1941-1947.
Под катом небольшая, но хорошая подборка картин художника.
Автопортрет, 1941-1947 (фотография
galik_123).
Осмёркин был
трижды женат. В 1918 году женился на Екатерине Барковой. "Потом у Осмеркина были другие верные жены, но первая, уже постаревшая Екатерина Баркова, доживала свой век в мастерской Александра Александровича, заботливо ухаживала за двумя его дочками от второго брака и чувствовала себя полноправным членом большой семьи художника".
"Портрет Е. Барковой (Жена в розовом)", 1921.
"Портрет поэта (Дмитрий Петровский)", 1923, Государственный музей искусств Киргизии, Бишкек.
Следующую картину показываю в трёх цветовых гаммах.
"Женщина, снимающая перчатку (В.И.Морозова)", 1924, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
P.S.
"Москва. Тверская", 1924, Государственный Русский музей.
Автопортрет, 1926-1927, Частная коллекция.
"В ложе", 1937, Пермская художественная галерея.