Выставка Мане в чикагском музее искусств

Jul 01, 2019 19:12

Выставка Мане в музее искусств города Чикаго оказалась лучше, чем я слышал от знакомых, но хуже, чем могла бы быть. Она посвящена позднему Мане, это конец 70х-начало 80х годов. В этот период Мане увлёкся рисованием пастелью (прекрасные портреты) и некими декоративными работами. Скажем, вослед Моризо он написал два женских портрета с названиями "Весна" и "Осень" (у Моризо на пару лет раньше были женские портреты "Лето" и "Зима"). В одном из залов можно было сравнить ту же девушку, написанную в декоративном стиле (эта известная картина помещена на все постеры выставки) и два её "психологических" портрета пастелью, - сравнение явно не в пользу более известной работы. В предпоследнем зале кроме портретов милых девушек выставлены многочисленные элегантные письма Мане к своим моделям, листочки бумаги украшены разными фруктами, типа " дарю Изабель сливу мирабель". Кстати, портрет Изабель Лемонье в муфте (из Далласа) украшал выставку, так что я им восхищаюсь уже второй раз за этот год. Наконец, последний зал посвящён последнему увлечению уже сильно больного художника, - цветы в графинах. Возможно в эти месяцы он уже не мог принимать у себя гостей и работать (много сеансов) над портретами. Не знаю, можно ли разглядеть на фотографиях и репродукциях эту кристальную чистоту ваз, эти отблески солнечного света, эти строгие, но полные жизни натюрморты. Под катом - большой отчёт.






Двадцать минут от вокзала шли не спеша, ливануло на последнем светофоре перед музеем.



"Nude Arranging her Hair", 1878/1879, Частная коллекция. После смерти Мане эту работу приобрела Берта Моризо. Они вместе разрабатывали тему женского туалета.



"Plum Brandy", 1877, Национальная Галерея (Вашингтон). Моделью послужила актриса Элен Андре, за пару лет до этого она пила абсент на картине Дега.



"Portrait of Julien de la Rochenoire", 1882, Музей Гетти (Лос Анжелес). Картина была приобретена музеем в 2014 году, а за три года до этого они купили Madame Brunet (эту работу я видел живьём).



Woman with a Cat (Портрет Мадам Мане), 1880, Тейт (Лондон). В этой незаконченной (как пишут) работе неожиданно чувствуется влияние Моризо. Мане ни разу не выставлял портреты своей жены. И вообще рисовал её доброжелательно и с любовью, это вам не Сезанн.



Ещё один портрет жены, 1876/1879, Национальная Галерея Осло. Сюзанна дорожила этой работой, но вынуждена была продать её из-за тяжёлого материального положения в 1895. За шесть тысяч франков, между прочим. Самая дорогая работа на первой выставке импрессионистов стоила 250 франков. Эх, с моими миллионами да в 1874 год.



"Woman Reading", 1880/1882, Институт искусств Чикаго. Дама вроде как и в помещении (попивает пивка), а вроде как и в саду с красивыми красными цветами. Этот сад виден и на другой картине, "The Watering Can", 1880 (Частная коллекция)



"The Promenade, Madame Gamby", 1880/1881, Музей изобразительных искусств Фудзи, Токио. На том же фоне нарисована и эта девушка, а между тем картина написана в парижской студии. Дурят нашего брата. В 1887 мадмуазель Гамби выйдет замуж за брата Берты Моризо. Кто же вот эта Алиса пока неясно.



Уже в этой работе видна некая декоративность, как будто модели являются частью натюрморта, эдакий красиво придуманный букет. "In the Conservatory";, 1878/1879, Alte Nationalgalerie (Staatliche Museen), Берлин. Эта декоративность продолжается в работе "Весна" (1882); весну олицетворяет актриса Жанна Демарси (именно она на всех постерах выставки, см. первую фотографию). Картина была продана на аукционе в 2014 году за 65 миллионов и тоже оказалась в музее Гетти.



В том же зале есть ещё два портрета Жанны Демарси пастелью, по-моему, совершенно очаровательных.



Girl in a summer hat (Jeanne Demarsy), 1881, Частная коллекция. (Ещё одна Жанна в шляпке висит в Японии).



"Young woman in a capelet", 1881, Лионский музей изобразительных искусств. (С другим освещением и у умеющего фотографировать человека картина может выглядеть так).



Помните Шарлотту с мужем в парке, четыре картины тому назад? Вот её портрет пастелью, " Portrait of Madame Jules Guillemet", 1880, художественный музей Сант-Луиса. Говорят, одна из любимых моделей последних лет, вон, недавно на аукционе какую красотку продавали. Одно из писем к Шарлотте показано на выставке, июль 1880. Как там говорила Гвидо хозяйка гостиницы про его любовницу -  "Элеганте!!!" и так рукой махала по-итальянски.



Месье Брён прибыл в Чикаго из частной коллекции, а его двойник из Токио не доехал. Единственное, что мы знаем про этого достойнейшего господина это то, что он был приятелем певицы Эмили Амбр. А уж про певицу Эмили Амбр мы знаем немало, местные старожилы ещё помнят, как она пела арии из "Кармен" в Детройте в 1880 или 1881 году (Мане и Бизе). Месье Брёна продали на аукционе лет восемь назад, а прелесть аукционов состоит в том, что нынче у них можно украсть картины в хорошем разрешении. Но на всякий случай покажу и мой размазанный вариант, импрессионизм у нас или не импрессионизм.



Portrait of Monsieur Brun, 1879/1880, Частная коллекция. На фотографии с аукциона краски очень яркие, видимо, какое-то специальное освещение.



А вот и двойник



Только и тут на сходстве черт
нас не лови, молчи, эксперт.
Это не я, пускай похож.
Ты, академик, врешь.

Portrait of Émilie Ambre as Carmen, 1880, Художественный музей Филадельфии



Испанскими темами Мане болел все шестидесятые годы. На всемирной выставке в Париже 67 года Мане построил неофициальный павильон на отшибе, к нему зашёл Курбе и, смеясь, восклицал: "Сколько испанцев, сколько испанцев!" Это последний отголосок. Вот Эмили в роли Аиды. Не так часто певицы поют роли как сопрано (Аида), так и меццо-сопрано (Кармен).



"То не горе, что тяжёл исход. Беда, что предсказуем". В последнем зале выставлены цветы в вазах, написанные в последний год жизни. Тут lilac2012 показывала репродукции Мане в прекрасном разрешении (всем рекомендую), её последний двадцать первый пост (вы цените мою умеренность?) был как раз с цветами. Покажу несколько с выставки.













Не хочется заканчивать на трагической ноте, пусть будет опять Изабель в муфте


Моризо, Мане

Previous post Next post
Up