Николай Мещерин. Летний вечер, 1906. Собрание И.П. Машкова
Музей русского импрессионизма продолжает свою миссию - открывать новые имена. Может, и не совсем новые, но порядком подзабытые. В этот раз представлены картины художника начала XX века - Николая Мещерина. Он был одним из верных последователей французского импрессионизма и использовал его приёмы в своей живописи. Николай Васильевич Мещерин (1835-1890) был скромным художником, в истории искусств он так и остался в тени знаменитых гостей своей усадьбы.
Выставка "Николай Мещерин. Выход из суеты" подготовлена совместно с Третьяковской галереей. Впервые за последние 30 лет собраны работы художника из 17 музеев и пяти частных коллекций. Николай Мещерин писал преимущественно пейзажи. Его главной музой была среднерусская природа.
Николай Васильевич Мещерин родился 16 февраля 1864 года в Москве в богатой купеческой семье. Мещериным принадлежала Даниловская мануфактура, позже получившая название хлопчатобумажной фабрики, а с 1925 года - "Фабрика имени М.В. Фрунзе". Отец Николая Мещерина - Василий Ефремович, в конце жизни стал известным фабрикантом, выпускавшим в России лучшие ситцы. Николай и два его младших брата по воле отца должны были учиться в Московской практической академии коммерческих наук. В 1880 году, когда Николаю Мещерину исполнилось 16 лет, отец скоропостижно скончался. Старший сын Николай принял на себя управление всеми его делами, не закончив полностью курс академии. Но практически впоследствии всеми делами мануфактуры, домами и имениями занимался второй сын, Михаил. Николай Васильевич Мещерин был женат, но бездетен. Его жена - Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, оставшись вдовой, была наследницей всего собрания картин мужа.
Николай Васильевич Мещерин (1835-1890).
Фото Экспозиция начинается с фотографий Мещерина 1880-х годов из коллекции Третьяковской галереи. Его фотографическое увлечение пришлось на самое начало зарождения художественной фотографии. Богатый наследник мог себе позволить такое дорогое увлечение.
В свои 22 года ему удавалось делать уникальные для того времени снимки. Пейзажи, сцены охоты, групповые портреты родных и близких Мещерина выставляются впервые.
Усадьба находилась в Подольском уезде, в двадцати восьми верстах от Москвы на высоком холме, с которого открывались живописные виды на окрестности и реку Пахру. В имении Дугино Николай Мещерин проводил большую часть жизни, а последние 12 лет почти безвыездно.
Первый снег. Дугино. 14.10.1886. Альбуминовый отпечаток. Картон.
Фото В советские годы Дугино известно как Мещерино Подольского уезда. В довоенные годы в Подольском районе был организован совхоз "Мещерино". Позже Мещерино известно как курортный комплекс-санаторий "Мещерино", а ныне территориально входит в зону Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские". В 2014 году усадьба сильно пострадала от пожара.
Пейзаж со стадом коров. 1886-1887. Альбуминовый отпечаток. Картон.
Фото Экспозиция разбита на тематические блоки. На картинах Николая Мещерина и других художников, гостивших в усадьбе, - деревня Дугино и её окрестности в разное время года. В гостях у Мещерина перебывали многие известные московские художники того времени - Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Василий Переплётчиков, Алексей Корин, Илья Остроухов и Валентин Серов. Усадьба практически не давала дохода, она была местом отдыха и приема многочисленных гостей художников. В ней были устроены мастерские хозяина и отдельная - для гостей Мищерина. По значимости для русской культуры Дугино можно сравнить с имениями Абрамцево и Талашкино.
Подводя итоги творчества Н.В. Мещерина, И.Э. Грабарь писал: "Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь - такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, - ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться... он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие..."
Николай Мещерин. Ясный день, 1908. Пермская государственная художественная галерея
Николай Мещерин. Декабрь, 1901. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Николай Мещерин. В феврале, 1909. Вольский краеведческий музей
Грабарь познакомился с Николаем Мещериным на художественной выставке в декабре 1903 года. Мещерин уговорил Грабаря погостить в подмосковной усадьбе Дугино, куда незадолго до него приезжал Левитан. Грабарь согласился и вскоре отправился в имение нового знакомого.
Теперь во многом благодаря мемуарам Грабаря можно составить представление о жизни и творчестве Николая Мещерина, усадебном быте.
Игорь Грабарь. В зимний день. Угол дома со снегом, 1904
Первый приезд Грабаря в Дугино растянулся на несколько месяцев. Он писал зимние, а затем и весенние этюды усадьбы и ее окрестностей: Чурилково, которую прозвал шутливо Чурилкендорф, Комкино, Колычево. Дугинский период своей жизни Грабарь оценивал так: "Конечно, я застрял и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из дугинских аборигенов. Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной, и в значительной степени в музейной".
Игорь Грабарь. Белая зима. Грачиные гнёзда, 1904
Николай Мещерин. Зимний вечер. Деревня, 1905. ГТГ
Картина "Морозная ночь" - одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел запечатлеть не только отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе.
Николай Мещерин. Морозная ночь, 1908. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Фото Николай Мещерин. Сосенки под снегом, без даты. Астраханская картинная галерея.
Фото Николай Мещерин. Девушка в красной юбке, 1903. Частное собрание
Игорь Грабарь. Баба с вёдрами, 1908. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Николай Мещерин. Лес зимой, 1910-е годы. ГТГ
Игорь Грабарь. Ямщик, 1904. ГТГ
Николай Мещерин. Зимняя ночь, 1901
Когда Николай Мещерин выезжал в Москву, то останавливался в красивом особняке купца Трифона Коробкова на Пятницкой. Он снимал квартиру на втором этаже дома. Этот богатый особняк в эклектичном стиле был построен в 1866 году и перестроен спустя 28 лет знаменитым архитектором Львом Кекушевым.
На картине изображен отрезок четной стороны Пятницкой улицы с выходящим на нее Голиковским переулком. По углам стоят два старых двухэтажных дома. Справа довольно большой пустой двор. За ним вдали, среди других зданий, видны верхушки двух церквей. Это сохранившаяся церковь Николы в Пыжах и снесенная в 1930-е годы церковь Покрова Богородицы в Голиках.
Квартиру в доме Коробковой Мещерин сохранял и тогда, когда круглый год жил в Дугине и приезжал в Москву только изредка по неотложным делам. После революции 1917 года в доме Коробковой находился Институт истории искусств, которым в то время руководил Игорь Грабарь.
Николай Мещерин. Из окна дома Коробковой, 1902. Частное собрание.
Фото В начале XX века усадьба Дугино представляла собой двухэтажный дом, окружённый парком, с многочисленными хозяйственными постройками.
Игорь Грабарь. Угасающий день, 1904
Николай Мещерин. Вечер апреля, 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай Мещерин. Цветущая вишня, 1899. Собрание Е.В. Ляпуновой
В Дугино Грабарь встретил Валентину Михайловну Мещерину (1892-1959) дочь среднего брата Николая Мещерина - Михаила. Они поженились 13 апреля 1913 года (за 3 года до смерти Николая Мещерина), когда Валентине исполнилось 20 лет.
Игорь Грабарь. Под берёзами. Этюд, 1904. ГТГ
Николай Мещерин. Июньская ночь, 1911.
Фото Алексей Корин. Диван в имении художника Н.В. Мещерина, 1890-е годы. Частное собрание
Игорь Грабарь. Весенний ветер, 1905
Алексей Корин (1865-1923). Сирень. Скамья, 1902. Частное собрание
Николай Мещерин. Пейзаж. Поляна, 1914(?). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Николай Мещерин. Берёза и рябинки. Начало 1910-х годов. ГТГ
Николай Мещерин (1864-1916). Иван-да-Марья, 1914. ГТГ
Игорь Грабарь (1871-1960). Дорожка в усадьбе, 1904. Собрание М.А.Суслова
Николай Мещерин. Лунная ночь, 1905. ГТГ
Василий Переплетчиков. Окрестности Дугина, 1899. ГТГ
Игорь Грабарь. Утренний чай, 1917. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
На выставке "Жёны" в этом музее была представлена картина Игоря Грабаря, на которой сёстры Мария и Валентина Мещерины среди букетов васильков. Это племяницы Николая Мещерина, каждая из них побывала женой художника Игоря Грабаря.
Игорь Грабарь. Васильки, 1914. Частная коллекция
Игорь Эммануилович Грабарь намного пережил своего друга. В 1916 году Николай Васильевич Мещерин умер, когда ему было пятьдесят два года. Художника похоронили недалеко от усадьбы Дугино в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре. Вдове художника пришлось продавать картины, в том числе и некоторые работы Грабаря, созданные в Дугино.
Игорь Грабарь. Закат солнца, 1907. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Мещерин писал очень много этюдов восхода солнца для задуманной большой картины. Однако большого полотна не получилось - помешала ранняя смерть.
Солнечная серия - этюды к полотну
Николай Мещерин. Церковь в Плесе. Смеркается, 1902. Частное собрание
Николай Мещерин. Архитектурный мотив, 1901. Частное собрание
Николай Мещерин. Гульбище, 1901. Частное собрание
Николай Мещерин. На паперти, 1901. Частное собрание
Николай Мещерин. На паперти, 1901. Частное собрание
Исаак Левитан однажды оценил работы Николая Мещерина, на которых тот изображал деревенские сараи. Вдохновившись сараями Мещерина, Левитан вскоре создал серию собственных сараев.
Исаак Левитан (1860-1900). Лунная ночь, 1899. ГТГ
Николай Мещерин. Осень. Капустный огород, 1905. Частная коллекция.
Фото Николай Мещерин. Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906. ГТГ
Николай Мещерин. Гумно, 1903. Частное собрание
Николай Мещерин. Осень, 1901. Вологодская областная картинная галерея
Василий Переплетчиков. Золотая осень, 1908. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Источники информации:
yesmagazine.ru ,
rosphoto.com ,
www.tg-m.ru ,
is-tok.ru