Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина и его собаки Бульки, 1914 год. Фото Карла Буллы.
http://inieberega.ru/node/193 Фотография известна, не раз публиковалась, есть она и в «Пенатах». История в другом. Прежде считалось, что Репин или уничтожил или «записал» не понравившийся ему холст с портретом Шаляпина. Недавно, в мае 2009 года и это перестало быть загадкой. Находку обнаружили в Чехии, под другой работой Репина, которую в мае нынешнего года предполагали продать на одном из лондонских аукционов как портрет неизвестной модели кисти Репина. От портрета Шаляпина на нем остались его собака Булька и подпись: дата с левой стороны: «Ил.Ръпин 1914». Дальше сошлемся на материалы чешской прессы. Эта картина находилась в коллекции музея чешского города Злина и перед продажей была исследована при помощи рентгеновских лучей в Национальной галерее в Праге. В результате, на полотне отчетливо проступило лицо Шаляпина.
Инфракрасную фотографию, сделанную специалистами аукционого дома MacDougall’s в конце апреля 2009 года, можно теперь видеть на их сайте: портрет Шаляпина прекрасно «читается», прямое подтверждение свидетельств близко знавших Репина людей. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «…Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой…» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. Все сказанное подтверждают и слова самого Репина, написавшего К.И.Чуковскому 21 января 1926 года: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд». А началась история в феврале 1914 года, когда Репин получил от Шаляпина сообщение, что тот готов приехать в «Пенаты» попозировать. Говорят, что тот приезд Шаляпина сопровождался большим шумом. А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла. Он-то и снимет Шаляпина: то певец расчищает от снега пруд, то приготовился, чтобы кататься на коньках, то стоит возле трубы, около знаменитого репинского артезианского колодца. Сегодня, кстати, этот колодец вновь заработал, как прежде. И, конечно же, в мастерской Репина можно увидеть тот самый снимок, сделанный Буллой: Шаляпин на турецком диване у окна, со своим французским бульдогом Булькой, а Репин стоит перед большим холстом, на котором уже виден нанесенный углем рисунок фигуры и полностью прописана маслом голова певца. Так уж сложилось, что только этот снимок оставался для всех единственным документом, сохранившим для нас загубленный шаляпинский портрет. Несмотря на то, что Репин выставил картину на передвижной выставке в декабре 1914 года в Москве, а в феврале 1915-го в Петербурге, фотосвидетельств тех вернисажей не сохранилось. Так что почему в 1917 году Репин напишет поверх фигуры Шаляпина обнаженную женщину, никто уже не сможет разгадать.
Репин в Куоккале:
http://gorbutovich.livejournal.com/63713.html