2014, интервью Mastersland.com

May 30, 2020 22:26



Большое интервью с Андреем Ищенко (АРКОНА)

15.09.2014 19:05
Категория: Новости, Аудио, Видео
Группа: Аркона

Герой этого интервью в среде музыкальной не нуждается в представлении. За его плечами огромный студийный опыт, ничуть не меньший опыт живых выступлений, множество посещенных городов, и стран, участие в более чем 150 проектах, и группах. Как часто мы можем встретить человека, который трудолюбив настолько, что имя его ассоциируется прежде всего с качественной игрой на музыкальном инструменте, огромным количеством хитов с его участием, и таким же несчетным количеством очень крутых концертов? Отвечу вам: не часто, но мне посчастливилось уговорить этого приятного, и простого во всех смыслах человека, дать интервью эксклюзивно для портала Mastersland.com



Добрый день Андрей! Позволь, хоть и запоздало, но тем не менее поздравить тебя с официальным зачислением в группу «Аркона» в роли постоянного участника. Расскажи поподробнее, как так получилось, что ты попал в группу, и даже успел поучаствовать в записи альбома «Явь» ?

Ответ: Добрый день! Спасибо за поздравление. Сначала мне предложили записать песню «Чадо Индиго» с условием, что партии будут сыграны на 100 %. Чтобы понять, насколько это возможно, я предложил порепетировать. На репетиции разобрали сложные моменты с басистом Русланом, и вскоре за один день прописали барабаны и бас. Структура несложна, но есть пара ключевых мест на координацию. Признаюсь, было непросто это сыграть...

Затем я получил приглашение записать еще две песни - «Явь» и «В объятиях крамолы». На этот раз репетиций не было, и я записал их за два полных студийных дня, т.е. за 16 часов. Общая длина этих двух песен - около 20 минут, и снова, естественно, были непростые места, поэтому так не быстро.

С Владом были какие-то внутренние проблемы, в которые я не вникал. Так или иначе, пригласить меня было идеей группы.

Такое бывало и раньше, когда я записывал альбомы, например, групп Ram-page или Одержимость при живом барабанщике, и даже более того, сам барабанщик показывал мне брейки, которые он не мог сыграть четко! При этом я никогда никого не подсиживал, и не моя вина, что барабанщик не может или не хочет исполнять свои партии так четко и точно, как хочет группа.

Так я поучаствовал в альбоме "Явь". Было очень интересно послушать, как все это зазвучит в итоге, хотя общая направленность - монументальный драматизм - была ясна с самого начала. Далее я за осень и декабрь 2013 съездил в туры с Путем Солнца+Melancholy, Paul Di Anno+Blaze Bayley и Оргией Праведников, было много других концертов, а Аркона отработала двухмесячный тур по Северной и Южной Америке с трехнедельным завершением по Европе с Therion. Далее они расстались с Владом, и весь январь 2014 года мы репетировали три с лишним часа материала, концертную программу за 10 лет группы. В феврале начался тур по России плюс Харьков, география его была от Питера до Владивостока и от Мурманска до Ставрополя, 28 выездных концертов, и, наконец, "сессия" в лице трехчасового концерта в Москве 22 марта в клубе Volta.

image Click to view



Известно, что в своей работе, ты привык выкладываться на максимум, даже с некоей долей перфекционизма. Как происходил процесс создания партий, и записи барабанов для «Явь»? Ты сочинял партии сам, или играл то, что сочинил Влад Соколов (бывший барабанщик - прим. ред.)?

Ответ: Третье - их написала основной композитор «Арконы» Маша Архипова, и она же следила, чтобы то, что я играл, не разрушало общий замысел. Допускались небольшие корректировки, но всегда по согласованию с ней. Думаю, так же работал и Влад - отталкиваясь от забитой в миди партии, попытаться сыграть все, что физически возможно.

Стал ли такой процесс записи для тебя чем-то новым? Каковы впечатления?

Ответ: Да, конечно - пришлось много решать упражнений на координацию:) В нотах ведь не написано, какой рукой играются три тарелки подряд, выяснял это опытным путем прямо в студии. Было ясно, что происходит что-то новое и интересное, в чем еще участвовать не приходилось, и особенно интересно было услышать, как это зазвучит в итоге.

Учитывая все-таки некую экспериментальность этого альбома, как ты оценил конечный результат, и долго ли пришлось вникать в материал альбома с позиции слушателя?

Ответ: Как музыканту, играть интересно. Как слушатель, немного вязну в середине альбома, что неизбежно при длине в 70 минут, но это не в упрек содержанию.

Маша и Лазарь (лидеры группы - прим. ред.) во многих своих интервью говорили, что они приверженцы родноверия. Существует даже некий стереотип, что в группе «Аркона» должны быть лишь люди, которые поддерживают их веру, взгляды, и, следовательно, являются родноверами, как и они. Как ты относишься к этому, и обсуждался ли этот вопрос при приеме тебя в группу?

Ответ: Нет, при приеме в группу не обсуждался. На мой взгляд, главное, чтобы я играл хорошо.

Я участвовал в некоторых других группах, которые ставили во главу угла именно родноверие, и участников группы подбирали по этому принципу. Но потом получалось, что родновер-барабанщик больше времени уделяет чему-то другому, и приходилось просить меня "выручить". Ничего плохого в родноверии, как таковом, не вижу, но в группе главное музыка, и музыканты собираются в первую очередь, чтобы ее играть.

image Click to view



Немного отойдем от темы «Арконы». Ты очень часто и много записываешься сессионно. Расскажи поподробнее, как именно ты сочиняешь партии? Ведь альбомы, в записи которых ты участвовал, весьма различны по жанрам. Чем ты вдохновляешься обычно, и как проходит процесс записи?

Ответ: Партии, в основном, сочиняю не я, они уже есть, и моя задача как можно лучше их исполнить:) Допускаются небольшие отклонения, например, брейки, и здесь я исхожу из уже сыгранных партий баса, или гитары. Иногда бывает, что записываюсь под забитые барабаны и клик, и не имею понятия, что за музыка там, внутри.

Запись проходит так: прихожу на студию, расставляю барабаны и тарелки на стыке удобного и возможного, пью кофе и повторяю партии, пока звукорежиссер расставляет микрофоны, затем лайнчек длиной примерно в полчаса, и вперед! На песню может уходить от часа-полутора (в основном) до восьми-десяти (если это песня Явь), и, как правило, я укладываю запись альбома в день-два. Обычно стараюсь слушать автора, и четко следовать его инструкциям. Если барабанов нет, и нужен креатив, вдохновляюсь партией гитары, или баса, или мелодической линией. Так или иначе, все равно получается эмоционально, в этом смысле мне повезло.

Не секрет, слишком выверенная игра может слушаться холодно. Иногда это даже не зависит от мастера - ведь не будешь же лажать специально! А если будешь, останется впечатление ошибающейся драм-машины. Поэтому я стараюсь не доводить до идеального идеала, пусть лучше будет чуть сыро, зато живоJ. При этом планка со временем повышается, и часто хочется перезаписать старые записи с позиции нового опыта. К сожалению, это невозможно и не нужно, и я стараюсь перенести свой опыт на новые студийные сессии.

Еще один момент, который хотелось бы потрогать. Считается, от знаний голова пухнет. И, если рассуждать логически, мой мозг должен увеличиться втрое или вчетверо по сравнению с десятилетней давностью. Ведь с тех пор я сотрудничал больше, чем с сотней групп, и отыграл свыше тысячи концертов, не считая походов в студию. Так вот, должен авторитетно заявить, что мозг подобен пластилину - чем больше его мнешь, тем он восприимчивее. Незнакомая информация воспринимается нелегко, значит, нужно ее сделать знакомой, просто повторив несколько раз! Иными словами, смотришь в книгу - видишь фигу, но, если смотришь полчаса, буквы начинают отличаться.

Надеяться на одну музыкальную память нельзя. Чтобы «разлепить» в мозгу партии и песни разных групп, я пишу структуру каждой разобранной песни и храню их все. Потом можно не слушать материал годами, но, если понадобится моя помощь, я достаю листочки, и в памяти сразу всплывает много подробностей, в том числе о времени и о людях. При изучении нового материала задействуйте три вида памяти - музыкальную, зрительную (листочек) и мышечную - и будет вам счастье!

Думаю, многим будет интересно узнать, учитывая твой огромный опыт студийной и концертной работы, выработана ли у тебя какая-то тактика, чтобы сработаться с новыми для тебя людьми, влиться в коллектив музыкантов?

Ответ: Конечно, есть:) Я не участвую ни в каких интригах и посторонних делах - только музыкальные вопросы, только хард-кор. Уже потом, присматриваясь к чувству юмора коллег, могу позволить себе легко пошутить, но не более. В итоге коллеги по разовой работе меня знают с одной стороны, многолетние соратники - немного с другой. При этом я не подличаю, и коллег -музыкантов могу посоветовать, только если меня спросят.

Если опираться на твой опыт, при каких обстоятельствах бывают неудачные выступления?

Ответ: Самые неудачные - когда "не играется". Постоянно что-то мешает сосредоточиться на музыке - то кардан колотушку потеряет, то басист пьяный, и играет сам с собой, то спать хочется настолько, что глаза открываешь через раз... В принципе, все это не должно влиять на стабильность воспроизведения, и в этом смысле я выкручиваюсь из любых ситуаций, включая обезвоживание организма и температуру под 40 - упрощение партий, понижение темпа, если возможно, и так далее.

И здесь хочется затронуть тему здоровья.

Я, как отец, хочу, чтобы мои дети не работали больными. И понимаю позицию взрослых детей, мол, главное, здоровье, а остальное приложится. При этом путь профессионального музыканта - путь отречения от этого главного, пусть и нечасто, ради профессии. Заболел - значит, не можешь физически встать с кровати. Отменять концерты можно, только если ты умер. В этом плане мир сессионного музыканта гораздо более жесток, чем мир музыканта в составе группы, и только идиот может говорить, раз ты играешь везде и со всеми, значит, тебе насрать на всех. Как раз наоборот - сессионный музыкант слуга у всех господ, и вылететь из группы он может по ничтожным поводам - просто "другой наш, а ты общий", "мы его любим", "у него есть машина", "он ближе ко мне живет", и многое другое. При этом сессионными музыкантами просто так не становятся - сначала тебе тесно в рамках группы, потом в рамках стиля, потом ты понимаешь, что можешь гораздо больше, чем от тебя требуют, и хочется еще и самореализоваться в музыке - и вот тут-то тебя начинают полоскать все подряд! И коллеги, которых ты покинул, и фанаты, для которых ты "вездесущий", и приверженцы разнообразных религий, которые не могут простить, что для тебя главное музыка, а их убеждения к ней прилагаются, и даже некоторые коллеги-барабанщики (так играть нельзя!), делающие капитал на твоих костях... И - самое главное - никто и никогда тебя не поймет. Ничего не поделаешь, такова селяви!

Как ни странно, такое только в роке и металле. В кабацкой музыке, насколько знаю, так называемое «многостаночничество» приветствуется. Сам играл концерты «на подмене», из серии «что делаешь сегодня вечером». И почему-то это никого не коробит - наоборот, «спасибо, что выручил». Понятно, это разные ситуации, но почему надо обязательно топтаться на моем имени?

Еще пример - обычная работа. Обращается начальник, мол, вот задача, надо сделать. Стоит ли говорить начальнику, я делаю прошлую задачу уже три года, обратись к моему коллеге? И не логично ли вылететь с работы после отказа исполнять свои служебные обязанности?

Аналогия прямая. Я не бегаю за начальниками и не прошу их накормить меня работой, а то мне делать нечего. «Начальник», или «заказчик» обращается с конкретной датой, я смотрю на календарь, есть ли возможность сделать работу, и, если да, договариваемся о сроках и условиях. Так я работал с десятками групп, и так и не понял, что в этом плохого? Почему за профессиональное выполнение взятых обязательств меня нужно склонять на каждом углу? Некоторые коллеги отменяют уже подтвержденные концерты, чего я себе никогда не позволял, группы обращаются ко мне, я спасаю, а потом получаю в спину упреки разного характера, а героем оказывается тот, кто слил работу. Почему, за что? Нет ответа. Видимо, как в анекдоте про «ну не нравишься ты мне!».

Еще до Катарсиса, да и во время участия в этой группе, ты поиграл с приличным количеством различных музыкантов и коллективов, музыка которых разительно отличалась от «Светлого Павера» Катарсис, достаточно вспомнить «Hieronymus Bosch». Испытывал ли ты «тесноту», играя в Catharsis, и что ты чувствовал, когда, грубо говоря, неделю назад играл прогрессив, а потом стандартный павер 4х4?

Ответ: В Hieronymus Bosch я начал играть через год после предложения Catharsis, и могу сказать, это две совсем разные истории. Репетиции с ними и другими группами шли подряд неделя за неделей, равно, как и концерты, так что особой тесноты не чувствовал, скорее, наоборот, так получалось разнообразить подход к инструменту.

Помимо них, в то время играл с ветеранами брутал-дэта Mortem и Scrambled Defuncts, а также блюз-рок с группой Серебряный Рубль, традиционный джаз со щеточками с группой Хайндрикс, и еще много чего. Все это дало понять, что металл играть получается лучше всего, я его «чувствую» и люблю, поэтому получается играть органично и в радость себе и людям! Точно так же, как кто-то любит джаз, и у него получается лучше, чем, например, у меня, кто-то в поп-музыке себя нашел, ну а я вот здесь!

Часто приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением джазменов, или поп-рокеров к металлу - мол, знай себе играй максимально громко и быстро, не то, что наши высоколобые стили и умения! Не собираюсь оспаривать их умения, но свои пять копеек внесу. Металл, как и любой другой стиль, имеет свою специфику, в первую очередь физическую, и наивно думать, что тренированный джазмен сядет и сыграет с листа, например, альбом Demigod группы Behemoth. Даже то, что играбельно, несет печать времени, потраченного на отработку именно этой специфики исполнения, и просто нотами такое не побороть. Кто-то вкладывает душу в металл, и лет через десять он начинает наконец-то звучать, как надо, кто-то в джаз, кто-то в рок - те же десять-пятнадцать лет постоянной практики, и наработки и опыт начинают воплощаться в звуке и в качестве игры. Но, уважаемые коллеги! Не стоит недооценивать чужие (металлические) наработки и переоценивать свои (джазовые). Вы знаете, есть, например, африканская шаманская музыка, состоящая из одного бита, цель которой ввести в транс. Просто так, нотами и повторениями, в транс не введешь, нужны многолетние наработки. Надеюсь, с опытом шаманов никто не поспорит? А то ведь можно и нарваться, всю жизнь плясать вокруг костра будете!

image Click to view



image Click to view



Я думаю сложно будет пройти мимо классического вопроса. В какой группе ты мечтаешь играть, и почему?

Ответ: Я в ней уже играю. Есть некий комплекс причин тому: а) много концертов по всему миру; б) интересная музыка и креативные партии барабанов, которые непросто выучить, но очень интересно играть; в) много красивых мелодий; г) это металл, который я учился играть 20 с лишним лет; д) нет запрета играть с другими группами, и, даже больше, ряд приглашений на запись приходит мне непосредственно от Сереги Лазаря, как главы студии CDM records; е) хорошие отношения внутри группы; ж) доверие и понимание моей позиции, как музыканта, а не как бывало раньше - "х... знает, что ты придумал, ну ты же у нас гений!", и многое другое:) Плюс к пункту а) - я заядлый турист, и стараюсь не просто подробно осмотреть новые места, но и опубликовать фото-репортажи в режиме "знакомство с.." у себя на странице вконтакте.

Некоторое время назад ты записал барабаны к песне «Воссияй Же, Огонь Погребальный!» для дебютного альбома проекта «ImperialAge». В записи дебютного альбома, помимо тебя, участвовал и Олег Мишин(«Catharsis» - прим. ред.). Пересекались ли вы в процессе записи, и как проходило общение в тот момент?

Ответ: С Олегом мы хорошо общаемся, я записал барабаны к его трехпесенному ЕР "Разгуляй", который вышел в этом году. Непосредственно на сессии Imperial Age с ним не пересекались - я приехал на студию, расставил барабаны, предложил Аору два варианта и быстро их записал, времени потратили часа два.

Почему ты записал там лишь одну песню, а не весь альбом, и каковы общие впечатления от участия в таком монументальном проекте? Какие любимые песни есть (если есть) на альбоме «Turn The Sun Off!» ?

Ответ: Это надо у Аора спросить. Про альбом сказать ничего не могу, не слушал. Впечатления обычные - главное, сделать свою работу как можно лучше.

Пройдемся немного по живым выступлениям, благо в этом у тебя опыта не мало. Есть ли у тебя персональный райдер, или может какие то определенные требования к залу, аппарату и т.п.?

Ответ: В Арконе есть райдер, и про меня там тоже есть - четыре стойки под тарелки, обязательно два альт-тома и напольный том, и все остальное стандартное. Стойки и тома важны, так как все они участвуют в общей картине. Конечно, я могу сыграть и на "тройничке", но ни зрители, ни группа "не поймет". К залу требований быть не может, иначе надо и к зрителям тоже требования предъявлять, а это уже совсем смешно.

Расскажи поподробнее, есть ли у тебя какие-то определенные традиции/ритуалы, которые ты всегда соблюдаешь перед выходом на сцену/началом записи? Суеверный ли ты человек?

Ответ: Спасибо за вопрос, я его ждал. Я сыграл столько концертов в разных ситуациях, что на суеверия не остается ни сил, ни внимания - оно все сосредоточено на моих партиях и музыке вокруг.

Не секрет, что барабанщик на концерте решает не одну задачу - справиться со своим телом - а несколько. Главная из них - учительская: надо дать понять коллегам и зрителям, в каком месте песни мы все сейчас находимся. Надо также слушать метроном и пытаться в него попасть, слушать басиста и играть вместе с ним, слушать лажи гитариста и вокалиста, и пытаться вернуть их на путь истинный, то есть мой (конечно!), и реагировать на восторженные взмахи двух хаеров в толпе нелепой ухмылкой, мол, я все это предвидел.

Стоит также добавить, что на сцену иногда приходится подниматься невыспавшимся / усталым / не в настроении / не в состоянии, и многия другия. В такой ситуации давать понять это фанату, который заплатил последние деньги, чтобы на тебя, дурака и зазнайку, посмотреть - последнее дело. Поэтому улыбаться / играть близко к идеалу / переживать тысячу раз сыгранную музыку близко к сердцу, своему и его / тратить все силы, что есть, а потом и из неприкасаемого запаса - необходимо! И, когда не остается сил даже снять ноги с педалей, самое время подумать, с какой ноги ты начал сегодня играть, о да!

Какие самые-самые курьезные ситуации с выступлений ты помнишь?

Ответ: Задумался. Со сцены, вроде, никто не падал, большие концерты всегда проходили собранно и с полным осознанием давящей ответственности, на мелких, вроде, тоже никто особо не лажал... Как правило, забавные ситуации случаются вне сцены и носят исключительно развлекательный характер. Чтобы стряхнуть путевую усталость, можно снять смешное видео, на что специалисты Путь Солнца и Melancholy, можно беззлобно рассказать о прежних товарищах, но ни в коем случае не стоит заниматься поиском жертвы внутри группы - он, или она затаится, и найдет возможность вернуть долг самому яркому шутнику!

Вконтакте я видел несколько роликов с твоего мастер-класса, скажи, а как так получилось, что ты решился на этот шаг, и доволен ли ты результатом этого мастер-класса, тем как все прошло?

Ответ: Главный результат мастер-класса - те самые ролики:) Прошло все неплохо, я старался побольше интересного рассказать, равно как и на двух мастер-классах на выставке NAMM Music Messe-2014 (ДЕНЬ ПЕРВЫЙ и ДЕНЬ ВТОРОЙ). Это не первый опыт - у меня было несколько подобных участий и раньше, был даже разогревный мастер-класс перед Майком Терраной в 2006-м году в московском ЦДХ! Решиться нетрудно, тем более, если есть что показать и рассказать.



А как зрители воспринимали информацию? Особенно в случае перед Майком Терраной. Он как-то отметил твои навыки?

Ответ: Тогда, скорее, я сам зажался, шутки шли не очень, и, естественно, когда вышел Майк, про меня тут же забыли. И это было главной причиной, почему отказывались другие именитые драммеры - он же нас "сожрет"! Сам Майк был вежлив, сказал, good job, но это, конечно, был политес. Его на хромой козе не объедешь! Конечно, я пытаюсь выработать свой стиль подачи информации, и сейчас работаю грамотнее, чем тогда, вот, стенограмму написал большого мастер-класса-2012, если будет время, выложу и запись следующих... Стенограмма - дело долгое и крайне кропотливое, поэтому проще дать вот это интервью:) Также много всякой информации можно найти по ссылке claptop76.livejournal.com/32570.html - и это только оглавление!

Раз уж мы упомянули зарубежных музыкантов, каково твоё впечатление от работы с Полом Диано, и Блэйзом Бейли? Почему Пол выбрал именно тебя для турового состава по РФ?

Ответ: Меня, равно как и остальных участников нашей рок-концессии, выбирал тур-менеджер Алексей Морозов, и утверждал экс-директор Пола Ли Харт по видео с репетиции. Впечатления поначалу были довольно стремные, а вот осенние туры-2012 и 2013 удались уже на все сто! К слову, мы ездили не только по РФ, а еще и по Украине с Чехией и Словакией. Пол и Блейз не раз веселили весь автобус, и мы старались не отставать. Концерты были разные, например, тур-2013 выдался крайне тяжелым физически. Певцы работали по полтора часа в день, а мы, соответственно, по три часа плюс чек и переезды-перелеты. Тем не менее, золотые голоса нас поддерживали и не выдвигали требований "научиться играть для начала", чем отличаются некоторые отечественные корифеи, а всячески пытались ободрить.

image Click to view



В качестве подведения итогов, я хотел бы напоследок спросить у тебя о далеком прошлом. Ты как-то рассказывал, что в молодости занимался плаваньем, и борьбой, но потом ты это все забросил. Как по-твоему, если бы ты продолжил заниматься спортом, а не играть на барабанах, ты бы смог добиться успеха и прогресса в спорте?

Ответ: Думаю, нет. Физические данные у меня достаточно скромные, и я не проходил отбор даже в ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа - прим. ред.), не говоря уже о разрядах. В итоге я рад, что все получилось так, как получилось, рад своему месту в жизни, ведь я немало сделал, чтоб его достичь. Мне почти 40 лет, и в музыке для меня все только начинается! А в спорте бы уже давно закончилось, и это при наилучшем раскладе...



Спасибо большое Андрей за столь подробное и откровенное интервью, напоследок, что бы ты пожелал фанатам, и поклонникам групп с твоим участием?

Ответ: Ребята, послушайте хотя бы несколько альбомов групп с моим участием, и вы убедитесь, что там есть хорошая музыка, и немало. А еще лучше - приходите на концерты Арконы и разделите с нами праздник эмоционального единения! Дома у вас так не получится. До новых встреч!

by Михаил Олегович
Просмотров: 7664  Комментариев: 30

интервью, 2014

Previous post Next post
Up