в первые годы после Октября.
Против большевиков и антицерковных декретов
После Октябрьской революции во главе церкви стал представитель наиболее антисоветского крыла духовенства московский митрополит Тихон(В. И. Белавин), 5 ноября 1917 года избранный на Всероссийском церковном соборе патриархом всея Руси. В прошлом Тихон был деятельнейшим членом монархистского Союза русского народа - председателем Союза русского народа в Ярославле.
Самый факт восстановления сана всероссийского патриарха, как символа единоличной власти в православной церкви в то время, когда совсем недавно была свергнута власть монарха в стране , достаточно красноречиво выразил антибольшевистские устремления церковников. И действительно, высшая церковная иерархия сразу же выступила против Октябрьской революции, стала предавать анафеме Советскую власть и примкнула к контрреволюции.
Покончив с политическим господством буржуазии и помещиков, Советская власть одновременно приняла ряд мер, направленных на духовное раскрепощение народа. Декретами от 16, 18 декабря 1917 года и 20 января 1918 года рабоче-крестьянское правительство провозгласило свободу совести и верований и отделило церковь от государства и школы.
Религия была признана частным делом граждан, церковь потеряла право участия в государственной деятельности. Преподавание закона божьего в школах отменялось. Устанавливался гражданский брак и развод по суду. Имущество церкви, в том числе крупные поместья монастырей, объявлялось народным достоянием. Эти декреты лишали православную церковь положения государственного института и в значительной степени подрывали источники ее доходов.
Церковники с ожесточением выступиликак против этих, так и против других декретов Советского правительства, в том числе против декрета о земле. 27 января 1918 года Всероссийский священный собор объявил изданные декреты «сатанинским гонением» на церковь.
В постановлении говорилось, что
«1) изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении церкви от государства представляет собою...злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения;
2) всякое участие как в издании сего враждебного церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной церкви и навлекает на виновных кару вплоть до отлучения отцеркви».
Собор постановил не признавать декретов Советской власти о браке и разводе и предавать «церковному осуждению» всех, кто будет на основании этих декретов расторгать церковные браки и вступать в новые .
15 марта 1918 года делегация церковников во главе с А. Д. Самариным и Н. Д. Кузнецовым явилась в Совет Народных Комиссаров и вручила декларацию, в которой утверждалось, будто русский народ смотрит на изданные декреты как «на тяжкое оскорбление его религиозного чувства». Делегация «предупредила» Советское правительство: «Да будет ведомо вам, что религиозное успокоение ста миллионов православного русского народа может быть достигнуто не иначе, как отменой всех распоряжений, посягающих на жизнь и свободу народной веры».
Это был первый ультиматум антисоветских церковников.
По решению собора все церкви должны были в знак протеста против декрета об отделении церкви от государства устроить специальные молебствия и крестные ходы. В Москве такой крестный ход состоялся 28 января 1918 г.
В обращении Президиума Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Москвы и Московской области «Ко всем гражданам» накануне крестного хода разъяснялось: «Крестный ход на 28 января назначен против власти рабоче-крестьянского правительства. Граждане увидят, как вся буржуазия присоединится к этому шествию. Потому что сейчас духовенство восстало на защиту вовсе не храмов и свободы веры. Этому никто и ничто теперь не угрожает. Оно восстало на защиту богатств, имений, земель, жалованья в 200 тысяч рублей митрополитам, в защиту миллионов, накопленных в монастырской казне, в защиту сытой, спокойной и бездельной жизни сотен тысяч праздных и богатых людей».
Противодействие деятелей РПЦ мероприятиям Советского правительства не ограничивалось «ультиматумами»; они провоцировали и народные волнения. Возбуждаемые ими группы отсталых людей, созываемых набатным звоном «на защиту церкви», нападали на представителей советских органов, мешали им исполнять общественные и государственные обязанности.
Беспорядки произошли, например, в Звенигородском уезде Московской губернии, где спровоцированной антисоветскими элементами толпой, созванной колокольным звоном «на защиту церкви», были убиты два советских работника и милиционер. В Павловском Посаде возбужденная церковниками толпа фанатиков подожгла здание Совета и убила семь человек.
В Яковлевском монастыре Пензенской губернии 5 сентября 1918 г. монахини и белогвардейцы убили юную чекистку Пашу (Прасковью Ивановну) Путилову.
По сведениям Высшего церковного совета, при проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства в стране произошло 1414 кровавых столкновений, спровоцированных антисоветчиками и церковниками. По данным Н. В. Крыленко, во время этих беспорядков были убиты 138 коммунистов. Революционные трибуналы республики в 1918-1919 гг. рассмотрели 78 дел о преступных действиях церковников.
Святые мощи.
На протяжении многих лет одним из средств одурманивания отсталых народных масс и источником, из которого церковники извлекали немалые доходы, было канонизирование и почитание «святых мощей» .
Православная церков создала культ почитания мощей останков благочестивых людей, являющихся яко бы "божьими избранниками" и посредниками между небом и землей. Тела некоторых таких умерших святых , в отличии от тел обыкновенных людей, будто бы остаются нетленными т.е. не гниют не разлагаются и сохраняются в свежести. Святым мощям приписывались способности исцелять больных и совершать чудеса.
Революционная совесть трудящихся не могла мириться с этим мракобесием и обманом. В первые годы Советской власти по почину трудящихся во многих губерниях России были произведены вскрытия мощей, хранившихся в храмах и монастырях. При вскрытиях, совершенных в присутствии народа, духовенства, экспертов, были обнаружены вопиющие факты подлога: в гробницах, раках, где помещались так называемые нетленные мощи святых, оказывались или мумифицированные от естественных причин трупы, или истлевшие, превратившиеся в пыль кости, или имитации тел с помощью ваты, воска, тканей, картона, кукол.
В одних случаях при изготовлении «мощей» в раки вкладывали лишние кости, в других, наоборот, костей от скелетов не хватало. От «нетленных мощей преподобного Макария» ни-чего не осталось, кроме пяти фунтов ваты, которой были проложены остатки костей. Вместо «нетленных мощей Питирима» (Тамбовская губерния) в раке обнаружили несколько костей, залитых воском; голова «святого» представляла собой восковой слепок. «Мощи праведного Прокопия Устьяжского» являлись подобием человеческого туловища, изготовленного из разрозненных костей, ваты (которая периодически сменялась) и покрывала. В раке Мстислава Удалого не оказалось одной руки, в раке князя Владимира были найдены остатки кожаных сапог машинного производства.
Очевидные факты фальсификаций показали массам населения, чему церковники заставляли их поклоняться, и сыграли большую роль в просвещении и избавлении народа от невежественных суеверий и предрассудков.
Церковные власти, обеспокоенные этим, приняли меры. Выполняя предписания патриарха Тихона (циркуляр от 17 февраля 1919 года), церковники начали приводить мощи в порядок. Епископ Вологодский провел 7 марта заседание епархиального совета. На нем было постановлено тайно освидетельствовать состояние святых мощей и удалить из рак искусственные оправы, добавленные для придания мощам подобия человеческого тела, чтобы избежать возможного со стороны верующих разоблачения святых мощей.
Новгородский викарный епископ Алексий совместно с другими церковными служителями удалил из рак предметы фальсификации .
29 марта 1919 года патриарх Тихон обратился с письмом к Председателю Совнаркома В. И. Ленину и потребовал прекращения вскрытия мощей. Он предъявил Советскому правительству новый «ультиматум», угрожая в случае, если требование церкви не будет выполнено, обратиться к народу с призывом «повиноваться более богу, нежели человекам» .
Противодействие антисоветских церковников мероприятиям Советского правительства не ограничилось «ультиматумами»; они провоцировали и народные волнения. Наэлектризованные ими толпы отсталых людей, созываемых набатным звоном «на защиту церкви», нападали на представителей советских органов.
окончание -
http://9e-maya.com/index.php?topic=2357.msg1045117#msg1045117