Роль правильной книги в духовном развитии человека и общества
В связи с проведением в мск открытой духовной диверсии
http://9e-maya.com/index.php?topic=525.msg1035893#msg1035893 против детского сознания , будут не лишними два классических текста о значении чтения для развития человека (общества), а также приближающих нас к ответу на вопрос - для чего духовные зондер-команды рыночных оккупантов последовательно и планомерно вытравляют из русских святое и трепетное отношение к Книге.
Олдос Хаксли
("О дивный новый мир")
.... Директор вошел - няни встали смирно.
- Книги по местам, - сказал он коротко.
Няни без слов повиновались. Между вазами они разместили стоймя и раскрыли большеформатные детские книги, манящие пестро раскрашенными изображениями зверей, рыб, птиц.
- Привезти ползунков.
Няни побежали выполнять приказание и минуты через две возвратились; каждая катила высокую, в четыре сетчатых этажа, тележку, груженную восьмимесячными младенцами..
- Снять на пол.
Младенцев сгрузили с проволочных сеток.
- Повернуть лицом к цветам и книгам.
Завидя книги и цветы, детские шеренги смолкли и двинулись ползком к этим скопленьям цвета, к этим красочным образам, таким празднично-пестрым на белых страницах. А тут и солнце вышло из-за облачка. Розы вспыхнули, точно воспламененные внезапной страстью; глянцевитые страницы книг как бы озарились новым и глубинным смыслом. Младенцы поползли быстрей, возбужденно попискивая, гукая и щебеча от удовольствия.
- Превосходно! - сказал Директор, потирая руки. - Как по заказу получилось.
Самые резвые из ползунков достигли уже цели. Ручонки протянулись неуверенно, дотронулись, схватили, обрывая лепестки преображенных солнцем роз, комкая цветистые картинки. Директор подождал, пока все дети не присоединились к этому радостному занятию.
- Следите внимательно! - сказал он студентам. И подал знак вскинутой рукой.
Старшая няня, стоявшая у щита управления в другом конце зала, включила рубильник.
Что-то бахнуло, загрохотало. Завыла сирена, с каждой секундой все пронзительнее. Бешено зазвенели сигнальные звонки.
Дети трепыхнулись, заплакали в голос; личики их исказились от ужаса.
- А сейчас, - не сказал, а прокричал Директор (ибо шум стоял оглушительный), - сейчас мы слегка подействуем на них электротоком, чтобы закрепить преподанный урок.
Он опять взмахнул рукой, и Старшая включила второй рубильник. Плач детей сменился отчаянными воплями. Было что-то дикое, почти безумное в их резких судорожных вскриках. Детские тельца вздрагивали, цепенели; руки и ноги дергались, как у марионеток.
- Весь этот участок пола теперь под током, - пояснил Директор, и подал он знак Старшей.
Грохот и звон прекратился, вой сирены стих, иссяк. Тельца перестали дергаться, бесноватые вскрики и взрыды перешли в прежний нормальный перепуганный рев.
- Предложить им снова цветы и книги.
Няни послушно подвинули вазы, раскрыли картинки; по при виде роз и веселых кисок-мурок, петушков-золотых гребешков и черненьких бяшек дети съежились в ужасе; рев моментально усилился.
- Видите! - сказал Директор торжествующе. - Видите!
В младенческом мозгу книги и цветы уже опорочены, связаны с грохотом, электрошоком; а после двухсот повторений того же или сходного урока связь эта станет нерасторжимой.
- Они вырастут, неся в себе то, что психологи когдато называли «инстинктивным» отвращением к природе. Рефлекс, привитый на всю жизнь. Мы их навсегда обезопасим от книг и от ботаники.
Один из студентов поднял руку: вполне понятно , почему нельзя, чтобы низшие касты расходовали время Общества на чтение книг, и притом они всегда ведь рискуют прочесть что-нибудь такое, что нежелательно расстроит тот или иной рефлекс, но вот цветы… насчет цветов неясно. Зачем класть труд на то, чтобы для нисших каст сделалась психологически невозможной любовь к цветам?
...
- У цветочков и пейзажей тот существенный изъян, что это блага даровые, подчеркнул Директор. Любовь к природе не загружает фабрик заказами. И решено было отменить любовь к природе - во всяком случае, у низших каст.
----------
Василий Сухомлинский
("Сердце отдаю детям")
Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Человек может читать бегло, безошибочно, но книга - это часто бывает - не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать-это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам.
Только тот ученик "читает", в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение - то окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей - труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту <образов>, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка.
Основа развития речи и мышления - это и "путешествия" к живому источнику мысли (природные явления и взаимосвязи), и эмоционально-эстетическая окраска слова, которая становится понятной благодаря умению чувствовать красоту речи, и художественные богатства, воплощенные в книгах. До того как прочитать первое слово, ребенок должен услышать чтение учителя, матери, отца, почувствовать красоту художественных образов. "Путешествия" в мир природы нельзя представлять как что-то оторванное от книги. Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова к книге, чтению, написанию.
Эмоционально-эстетическая подготовка к чтению и письму - важнейшее условие того, чтобы ребенок научился читать и писать - и научился не для получения отметки, а потому, что чтение и письмо необходимы в духовной жизни - неумение читать и писать лишает его многих радостей. То, что мои дети еще в "Школе радости" передавали чувства и мысли о красоте окружающего мира в рисунках и выразительных подписях к ним,- это и есть результат эмоционально-эстетической подготовки к чтению и письму.
"Путешествия" в природу в нашей системе воспитания не самоцель, а средство умственного развития ребенка через слово. Дети были бы равнодушны к красоте природы, к игре красок и звуков, к неисчерпаемому разнообразию жизни, если бы не слово, не умственное воспитание, не стремление к важнейшей образовательной цели научить ребенка думать, подмечать взаимодействие предметов, вещей, явлений, обобщать, абстрагироваться от природы, от наглядных образов и представлений.
Я добивался, чтобы уже в 1 классе чтение было духовной потребностью ребенка, чтобы оно не сводилось к упражнениям, преследующим цель выработать технику беглого восприятия и произношения слова. Войти в духовный мир ученика может лишь то, что соответствует уровню его развития - умственного, эмоционального, эстетического - и в то же время способствует его дальнейшему развитию. Правильно выбрать, что читать,- исключительно важная задача воспитателя. В книгах для чтения, к сожалению, отсутствуют многие художественные ценности, доступные пониманию ребенка. Через 3 месяца после начала учебного года мы при ступили к чтению интересных сказок и рассказов, не вошедших в книги для чтения.
Я раздаю детям книги "Украинские и русские сказки". Готовлю их к чтению украинской народной сказки "Соломенный бычок" передаю ее содержание, иллюстрируя свой рассказ картинками. Ребята открывают книжку. Читает сказку один ученик, второй, третий. Сколько бы раз ни читалась одна и та же вещь - но обязательно интересная для детей - она не надоедает им, потому что чтение для каждого ребенка-это не повторительные упражнения, а глубоко личное переживание ярких образов; каждый ребенок вкладывает в слово свое индивидуальное восприятие. Дети слушают чтение так же внимательно, как если бы все они - один за другим - пели одну и ту же песню, слова и мелодия которой очень волнуют. Каждый пел бы по-разному, у каждого слово приобрело бы свою окраску, передающую тонкости переживаний, восприятии, представлений. Слово при таком чтении звучит как музыка, как мелодия. В подготовке к эмоционально яркому <чувственно-образному> индивидуальному чтению особенно важно то, что ребенок много раз был у источника мысли (природа) и пережил красоту слова.
Вот ученик читает предложение: "И пошел бычок в темный лес, встретил его там серый волк". Со словами "темный лес" в сознании ребенка связаны незабываемые картины: вечерние сумерки в лесу, таинственные ночные шорохи, тревожный шум листвы перед грозой. Все это вошло в его духовную жизнь, играет яркими красками и переливается звуками музыки природы, когда до слуха доносятся слова "темный лес". Никакие разъяснения учителя,- как читать, как произносить, как правильно поставить интонацию, не могут научить ребенка эмоционально богатому чтению, если он не знает дорожки к <природному> источнику живого слова и мысли . (сидит с детства у компа).
С первого дня работы в школе предметом моей заботы было то, чтобы в детские руки не попала ни одна плохая книжка, чтобы ребята жили в мире интересных произведений, НО которые вошли в золотой фонд национальной и общечеловеческой культуры. Это исключительно важная задача: человек за всю свою жизнь может прочитать не больше 2000 книг - следовательно, в годы детства и ранней юности надо вдумчиво отбирать материал для чтения. Пусть ребенок прочитает немного, но каждая книга пусть оставит глубокий след в его сердце и в сознании, чтобы человек возвращался к ней несколько раз, открывая все новые и новые духовные богатства.
Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой - к раздумьям и размышлениям. Уединение - не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность. В индивидуальных беседах я выяснял, какая книга заинтересовала мальчика или девочку, на какие вопросы маленький человек ищет ответы в книге,- все это мне надо было знать для того, чтобы дать разумный совет, помочь детям встретиться со своей книгой...
Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова. ... Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, и на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
http://9e-maya.com/index.php?topic=397.msg1035897#msg1035897