Русские социалисты - "утописты":

May 05, 2019 19:29


либералы и банкиры (Ротшильды) - властители и феодалы современной Европы
.
В продолжение этого:
https://ckychnovosti.livejournal.com/1021009.html
https://ckychnovosti.livejournal.com/1019966.html
.
и как приложение к   http://malchish.org/lib/politics/newedimov/
.


.
Объяснение, что такое социализм.
М.В. Петрашевский (1848 г)
.
(с небольшими сокращениями) 
.
Как более всех из заключенных (из которых многие могли объявить себя социалистами) знающий о социализме, считаю долгом сделать по возможности отчетливое объяснение об этом предмете, дабы ложные предубеждения, которые можно предполагать во вред социализму существующими, совершенно исчезли и все относящееся до сего дела пришло в надлежащую ясность.
.
Социализм не есть изобретение новейшего времени, хитрая выдумка XIX века, подобная пароходу, паровозу или светописи,- он всегда был в природе человека и в ней пребудет до тех пор, пока человечество не лишится способности развиваться и усовершенствоваться.
.
Слабость при рождении, нужда в посторонней помощи - вот что заставило человека спокон века, с тех пор как человек стал человеком, сойтись в общества. Человеку общество столь же необходимо, как пища, огонь и воздух... Чем ниже развитие человека, тем формы быта общественного и всех гражданских и хозяйственных и т. д. отношений проще...
.
В беспрерывных метаморфозах, перерождениях и преобразованиях и заключается вся жизнь природы - в ней нет покою, существует одно движение - от века равномерное. Человек тоже изменяется, потребности его - тоже, и общество должно тоже изменяться соответственно его потребностям. В человеке, как и во всех прочих существах природы, как в физическом, так и нравственном отношении находится способность ассимиляции, т. е. приспособления всего к себе . Эта способность, это стремление приспособить общество к своим нуждам и потребностям и есть то, что называется социальное стремление - стремление к усовершенствованию быта (строя) общественного. Оно-то и движет общественное развитие... Оно-то обществу дает силу, цвет и свежесть...
.
Не сразу понято было человеком правильное его отношение к природе. (Зороастр уже говорит о возделывании земли, насаждении дерев, как о деле благом и божеству угодном.) Долго люди, соединясь в общества, еще пребывали между собою на военном положении - право личной мести служит этому подтверждением. Убеждение, что мир и согласие лучше войны и вражды постепенно вырабатывалось в человечестве - тысячелетиями кровопролитий. Около времен Христа  стало проникать в человеческое  сознание это убеждение; сперва это выразилось отрицательно, как, например, в римском праве в форме нравственного предписания в словах: "Neminem laede" (не делай вреда другому).
.
Потом, когда уже человечеству мало стало довольствоваться одним таким отрицательным нравоучением, тогда был проречен Христом догмат «любви к ближнему», «прощения обид»  - «невменения преступления». С этих пор социальные стремления, скрывавшиеся в природе человеческой, получили для себя внешнее выражение, формулу, лозунг. Таинства элевзинские и Мемфиса разоблачились, покров с Изиды был снят, и загадке, тяготившей тысящелетия  человечество, найдена разгадка. И социализм получил право полного гражданства в обществе человеческом.
.
Ничто не входит в разумение, не пройдя сперва чрез чувства. Этот вечный закон, обнаруженный Лейбницем, справедлив в отношении ко всем нравственным или умственным явлениям жизни человеческой... Социализм в своем развитии представляет собою подчинение этому закону.
.
Формула, данная Христом социализму,- есть более желание, нежели предписание. К ней, как и ко всему нравоучению Христа, относятся слова его: «Могий вместите да вместит». Этими словами задача социализма определительно выразилась, т. е. чтоб в отношениях между людьми заменила любовь прежнюю вражду. Все последующее развитие христианства и практической философии есть не что иное, как стремление догмат этот сделать действительностью, желание - делом. Я говорю христианства, потому что костры инквизиции были не его дело, а тех, кто его употреблял как орудие.
.
Что первые христиане были социалисты по чувству (les socialistes par le sentiment), т. e. коммунисты,- прочтите Деяния апостольские, вы в этом убедитесь сами. Вы из них увидите, что у них существовал на деле коммунизм - общность владения, как и у есеениян, одной еврейской секты, им по времени предшествовавшей. Что основной догмат коммунизма - общность собственности - у них был в начале весьма строго соблюдаем.
Этому подтверждением может служить то, что Анания и его жену за утайку небольшой суммы денег и при отдаче ими всей цены их имущества постигла смерть. Но так как коммунизм первых веков христианства был только порыв доброго чувства, состоял в пожертвованиях богатых в пользу неимущих братий, но не проявлялся в виде правильных хозяйственных учреждений, не обнимал всех отправлений общественной жизни, оттого он и остался явлением или тенденцией, малозамеченной до последних времен в первобытном христианстве.
.
Не надо силы ума необыкновенной или замысловатости воображения чрезвычайной, чтоб, становясь на догмате «любви к ближнему, как к самому себе», суметь дойти до коммунизма; это должно совершиться само собою, если только в вас возникнет желание этому догмату добросовестно следовать... Если я полюблю ближнего, как себя, разве могу ему отказать в праве пользования моим добром, собственностью, имуществом наравне с самим собою... Нападая на коммунизм, как на доктрину, нападают на догмат основной христианства и воспрещают его внешнее обнаружение... Осуждая его, вы лишаете человека права на доброе дело... вы вводите в общество мертвящий общество эгоизм... Зачем мне богатства, если сам ими пользоваться не стану и другим не дам?.. К чему они, к чему обилие всех средств к жизни, когда ими не в ком жизни поддерживать?
.
Это же самое лаконически (Иннокентий, как говорят), обвиненный в проповедывании коммунизма, выразил в этих словах: «Коммунисты говорят: что твое, то мое; я же говорю: что мое, то твое». Т. е. признался в коммунизме и объявил этими словами, что он мирный коммунист, социалист по чувству, христианин времен апостольства.
.
С первых веков христианства по сие время всегда среди отцов церкви находились последователи, или приверженцы, коммунизма. Если б понадобилось подтвердить это цитатами, «Le vrai ehristianisme» и «Voyage en Icarie» Cabet ( "Исинное христианство" и  "Путешествие в Икарию" Кабе) могут указать на множество их. Так, например, ими являются Августин в его сочинении «Cite de dieu» ("Град божий") и Фенелон в его сочинениях.
.
В жизни практической социальная тенденция, получившая со времен Христа право полного гражданства в обществе, обнаружилась разнообразно; так, например, в соединении с аскетизмом, или учением об умерщвлении плоти, выразилась в разных монашествующих орденах, рыцарских орденах; орден иезуитов следует считать тоже одним из ее обнаружений. Их колонии в Парагвае  - опыт социальный неудачный, ибо индеец-колонист был принесен в жертву иезуиту и ордену иезуитов.
.
Со времени утверждения завета «любви» идет ряд утопий или теорий социальных, которые представляют идеал надежд и желаний заветных человечества. Все, что в человечестве было лучшего, будет ли то душа, сильно любящая ближнего, нежное сердце, будет ли это глубокий ум, желающий все взвесить и смерять,- все это тяготится его окружающей действительностью, стремится отыскать ту форму строя общественной жизни , при которой блаженство для человека было бы возможным. Так всегда человек, недовольный действительностью, ищет в мечте утешения или, не имея силы из материалов настоящего создать лучшее, им желаемое, переносит свои желания в другой мир и в нем дает полный разгул своему творчеству.
.
Вот вам психическое истолкование и Нового Иерусалима в Апокалипсисе Иоанна Богослова, и Сведенборга видений, и «Arcanes celestes»(Небесные тайны) , мистической книги, довольно нелепой, в последнее время вышедшей.
Между этими всеми утопиями или теориями и их появлением  современной действительностью находится органическая связь: в «Республике» Платона рабство - необходимое условие быта общественного, ибо во времена Платона везде оно было; в Морелли «Basyliade» существует обязательность труда; в системе Фурье самый акт труда превращается в дело привлекательное, в наслаждение.
.
Не буду вам описывать, как догмат любви христианской, в течение 1 800 лет изменяясь, преобразился в формулы настоящего социализма, как явления политические, наука, промышленность и жизнь общественная вырабатывали то ту, то другую идею, вносили то тот, то другой элемент в сокровищницу нравственного достояния человечества. Для этого нужно изложить внутреннюю историю духа человеческого, представить пред вашими глазами весь органический процесс его развития. Это могло бы дать, быть может, несколько весьма интересных страниц, листов, пожалуй, книгу. Но чтоб писать о многих предметах важных - у меня только один лист этой бумаги. Вся библиотека в пособие к этому труду содержится в нескольких унциях мозга, неприятно потрясенного настоящим делом... Что верить мне нельзя своей памяти - этому много и вы имеете доказательств. Обращусь прямо к социализму новейших времен.
.
Тихо и медленно развиваются идеи в человечестве... Не сразу признано человеком право своей личности во всех отношениях, отброшено в сторону "умерщвление плоти", и всесторонность развития стала для него делом законным. Не вдруг понял он, что общество существует для человека, а не человек для общества, и получил правильное воззрение на отношения свои к обществу, уразумел естественную связь, существующую между всеми человеческими обществами; и только в последние сто лет наука указала ему на тесную связь, существующую между всеми явлениями природы, влияние их на него и дала знать ему в его очередь меру его влияния на природу. С этих пор только человечество перестало во всем в природе видеть для себя присутствие враждебных ему сил, элементов, сговорившихся разрушить его бренное существование, но стало видеть силы благодатные, готовые служить покорно, подчинись велению его произвола, и избавить его от нужды в труде удручительном.
.
Это было совершено XVIII веком, и вместе с тем задан на разрешение последующим векам следующий вопрос: «Поставить человека в правильное отношение: 1) к самому себе,2) к обществу (другим людям), 3) к целому человечеству , 4) к природе». Нашему веку, как ближайшему, и следует приняться за разрешение этого вопроса.
.
Социализм и есть попытка его разрешить. (По мнению моему, фаланстер Фурье, т. е. организация работ в общине,  вполне разрешает этот вопрос .) Поэтому, как вы усмотреть можете, социализм вообще не есть прихотливая выдумка нескольких причудливых голов, но результат развития всего человечества: это догмат христианской любви, ищущий своего практического осуществления в современной нам действительности...
.
Так поставлен был этот вопрос в сфере философского мышления. Поглядим, как современная нам действительность наводила на разрешение этого вопроса человечество.
.
Этим объяснится и разность социальных учений и историческая необходимость их появления.
В состоянии современной промышленности всего отчетливее обнаружилась еще не уничтоженная враждебность отношений, которая была при начале учреждения человеческого общежития. Борьба капиталов противу капиталов, так сказать, пожрание большими капиталами или капиталистами маленьких, принесение личности человека в жертву капиталу,- вот что представляет собою современная промышленность взорам даже посредственного наблюдателя. Она являет собою анархию совершенную, т. е. применение совершенное начал либерализма и его догмата - laisser faire, laisser aller (не мешайте каждому делать то, что он хочет , предоставте все естественному ходу вещей).
.
Благодаря сему существует неправильное распределение произведений, т. е. богатств; мы видим совершенную нищету, отсутствие возможности удовлетворить первым нуждам при совершенном обилии средств к этому. Видим голод при урожае, дороговизну товара при существенной его дешевизне и т. п. Социализм в современном обществе, вытекающий даже и не из общего философского воззрения, мною выше приведенного, но из простого наблюдения действительности, и есть не что иное, как реакция духа человеческого противу анархического, разрушительного для строя жизни  общественной влияния начал либерализма - выше означенных противуестественных явлений в жизни общественной . Социализм требует устранения этих явлений из жизни общественной.
.
Причина, почему социализм при всей благодатности своего направления и стремления так много подвергался и подвергается еще поныне в Европе превратным истолкованиям и даже площадным ругательствам и насмешкам, заключается в том главным образом, что он есть учение (начало), прямо противуположное либерализму, и то, что, восставая противу тех злоупотреблений, тех законами дозволяемых по сие время разбоев, которые могут производить в настоящее время в обществе Ротшильды и другие владельцы капиталов в деньгах чрез скупы (accaparage), биржевую игру (agiotage), он таковые безнравственные действия представляет в настоящем  виде и вредит этим удаче их спекуляций подобного рода.
.
Либералы и банкиры суть властители (феодалы) в настоящее время в 3ападной Европе. Одни господствуют влиянием на мнение общественное, другие же чрез посредство биржи и промышленность по своему произволу распоряжаются явлениями жизни общественной. Нет ни одного волнения народного, от которого при видимой сперва потере не понажился хороший банкир подобно Ротшильду от одного уменья выждать время и возможности перенести потерю, для других разорительную, для него - ничтожную.
.
Вот закулисная тайна либералов и банкиров - «Journal des debats», «Constitutionnel», «Presse» , изъяснение действительной причины гонению, воздвигнутому Thiers et С°  на социалистов,- его association de la propa- gande antisocialiste (ассоциация антисоциалистической пропаганды) , которая для  социализма- в чем я не сомневаюсь,- да и все социалисты, вероятно, со мною согласны,- принесет более пользы, чем вреда,- распространит социализм  более...
.
Вот в главных чертах изображение того, что есть социализм и новейшего времени социальные стремления. Вы из предшествовавшего могли усмотреть, что это есть живая творческая сила общества, гений усовершенствований, догмат христианства, внедряющийся в жизнь практическую, что чем выше и совершеннее общественное развитие, тем более предметов общего пользования, общего владения (коммунистических учреждений), или тем дешевле пользованье ими складчинно (par association, как, например, плата за места в театре). Бросьте ваши взоры на храмы божьи, где всякий бесплатно молится, гульбища, комнаты приюта, монастыри, казармы, публичные заведения для воспитания и т. д.,- везде, где только есть какое-либо удобство, доступное многим, вы найдете дух социализма.
.
Если мне удалось это разъяснить вполне, то льщу себя надеждой, что скажете тем, кто будет впредь нападать на социализм, что поступать так - значит нападать на все то, что есть живого и живучего в обществе, разрывать связи общественные, лишать всякого - права на доброе дело, вводить мертвящий эгоизм в общество - и в нем водворять тишину могилы и безмолвие кладбища!!! Пагубна кичливая гордость быть фосенгаром (индийский сектант - поклонник богини смерти, считающий убийство  своей земной миссией)   в отношении к целому обществу!..
.
«Имеющий уши да слышит»...

русская культура, социализм, историческая память

Previous post Next post
Up