Логотип московского метрополитена

Apr 16, 2013 14:35



Не знаю, замечали вы или нет, но если вы передвигаетесь на подземном транспорте, за один день можете увидеть несколько десятков разных логотипов нашего метрополитена. Они везде: на билетах и схемах, у входов в вестибюли, на информационных объявлениях или интегрированы в архитектурное оформление станций. Но все дело в том, что они разные. Их объединяет всего одна деталь - на них всегда присутствует красная буква М.
Начнем с теста на внимательность:



На фотографии выше представлены сразу четыре логотипа, все одним кадром без фотошопа и все четыре разные (вот еще один пример).
Для того, чтобы визуально лучше представлять форму логотипов, я их обрисовал в одном стиле, сохраняя пропорции.

Ниже представлены логотипы, которые чаще всего встречаются в московском метро. Я выбрал именно те варианты, которые имеют сильные отличия друг от друга, но будьте уверены, в стенах метрополитена встречается больше сотни вариаций буквы М, перебирать все не нужно, проблема и так на лицо.


Логотипы в статье кликабельны и ведут на оригинальные фотографии
01
02
03
04

05
06
07
08

09
10
11
12

13
14
15
16

1,2 - на автоматах продажи билетов
3 - на информационных панелях "инфосос", над схемой
4 - на дверях вестибюлей
5 - над рекламной конструкцией у входа в метро
6 - на городских указателях улиц
7 - самый нелепый вариант логотипа, используется на новых информационных панелях "инфосос", он асимметричен, но очень часто используется даже в интернете
8 - на объявлениях
9 - на памятных табличках
10 - на турникетах
11 - на новых билетах
12 - на картах при выходе из метро
13 - над всеми вестибюлями
14 - над входом на Савеловскую
15 - над входом на Баррикадную
16 - редко встречается такой вариант без полукруга

То, что такое количество разных вариантов логотипа можно наблюдать одновременно не говорит о том, что у нас плохое метро. Нет, метро у нас одно из лучших в мире. Но это говорит о том, что отношение к дизайну довольно поверхностное, и за визуальный облик города отвечает множество разных, не согласованных друг с другом, структур, которые "лепят" собственные логотипы и указатели.


Обратимся к истории. Первая очередь московского метрополитена была открыта в 1935 году. Следовательно, в этом же году и появился логотип метро. Так каким он был? И чем он отличается от действующего? И какой он, действующий?


Почти над всеми вестибюлями станций первой очереди метрополитена были установлены буквы М в связке с гордой надписью "МЕТРО".





На первом рисунке представлена фотография крыши вестибюля Сокольников в 1935 году.
Вторая буква это обложка книги "Архитектура московского метро" 1935-1936 год (написана Кравецем и Колли, архитекторами метрополитена).
А на третьей, чтобы совсем запутать, буква М с макетов вестибюлей, это где-то 1933 год, но макетная буква не использовалась отдельно, только в составе слова "метро" над вестибюлями некоторых станций.


Я не нашел однозначного источника о создании первого логотипа. Из одних источников можно узнать, что автором логотипа московского метро является архитектор С.М. Кравец, а из других - архитектор И. Г. Таранов. Они оба занимались строительством московского метро. Я смог сделать предположение, основанное на нескольких факторах, что именно Таранов придумал букву над вестибюлями, а Кравец букву, которая использовалась в остальных местах, но они были разными. Сравним:
А
Б
В
Г


А, Б, В - вариации логотипа Таранова, Г - логотип Кравеца
Отношение к пропорциям буквы Таранова было поверхностное, поэтому букву над вестибюлями всячески деформировали. К примеру, над вестибюлем Парка Культуры установили слегка сжатую букву, возможно, оригинальная не поместилась.



слева вестибюль Парка Культуры, справа вестибюль Арбатской

Можно заметить, что и надпись "МЕТРО" изображалась разным шрифтом. Но буква М Кравеца имела всего один вариант и сильно от него не отходила.



Во время речи Сталина в честь открытия первой очереди (14 мая 1935 года) над ним висела вот такая буква:



Получается, что во времена открытия метрополитена в 1935 году не существовало единого стандарта на эмблему в метро!


Следующим знаменательным событием для логотипа стало снятие с вестибюлей логотипа Таранова. После чего на некоторые из вестибюлей была повешена буква, похожая на букву Кравеца. Это можно проследить благодаря сайту oldmos.ru. Возможно, это был шаг в сторону стандартизации логотипа, но я так и не смог найти точную причину этих изменений. Если кто-то знает, жду отзывов в комментариях. В разные временные промежутки на новых вестибюлях появлялись различные варианты буквы, но явно в какой-то момент стандартизировать их хотели.
Ниже представлены фотографии вестибюля Сокольников разных лет:






Но никакой стандартизации не видно по другим свидетельствам - билетам и жетонам метрополитена. Я отрисовал логотипы с билетов и жетонов в хронологии до 90-х годов:











А вот примеры логотипов со схем, документов и формы сотрудников разных периодов (хронологию составить тут сложно):








И логотипов с декораций вестибюлей (декорации могут и не соответствовать оригинальному варианту, но все же они характеризуют своим разнообразием поверхностное отношение к логотипу с самого начала строительства):












В 70-х годах с логотипом случилось самое страшное - кто-то решил вписать букву М в так называемый туннель в разрезе, но встает вопрос - каковы правильные пропорции этого туннеля.
В книге Метрогипротранс 70 лет под редакцией Артемия Лебедева (tema) нашел показательное изображение туннеля метрополитена в разрезе и немного его обрисовал.





Если даже примерно набросать размеры туннеля, то хорда, отсекающая "лишний" кусок окружности, вписывается в угол равный примерно 82 градуса.
Но какая форма была предложена в 70-х непонятно, поэтому существует огромное количество этих "полукругов", которые рождают еще большее количество вариаций логотипа. Да и если полукруг известен, то нужно знать какого размера и на какой высоте нужно вписывать букву М.


Этот туннель используют не только для логотипа, сейчас он обрамляет большинство указателей в метро, таких как стрелки, сообщения о запрете курения, сообщение о запрете прохода пассажиров. В таких геометрических фигурах изображены даже цифры нумерации торговых палаток в переходах, совмещенных с входом в метро. И на всех этих указателях пропорции разные.



Вопрос: зачем? Зачем придумали этот "полукруг"? Могу предположить, что это просто белая подложка под логотип, который хотели изображать всегда красным. И чтобы он контрастно смотрелся на любой поверхности, под ним всегда есть белая подкладка. Хотя и это тоже нарушается, и логотип перекрашивают как хотят:


Будет прекрасно, если метрополитен откажется от этой глупой идеи вписывать букву М в полукруг и оставит букву одну. Но что тогда делать с фоном? Тут все просто, если фон, предположим, синий, красный или черный, букву можно сделать белой для сохранения контрастности.





Для того, чтобы быстро найти вход в метро, букву М над вестибюлями всегда подсвечивали. Когда-то у буквы была неоновая подсветка. Сейчас М обматывают светящейся лентой, причем неаккуратно. Для того, чтобы проще было обмотать и дешевле изготовить, от засечек в букве избавились. А вот как буква М с подсветкой выглядела раньше (на этом снимке видны крепления для неонового света):


Я обратил внимание на забавное совпадение, все логотипы метро, которые сейчас размещены на поверхности земли, имеют общую черту: центральная часть буквы М опускается ниже уровня засечек, как бы обыгрывая стрелку, мол смотрите вниз - там метро!




Все 3 буквы разные, но в них прослеживается единый "заговор", конечно, подобные буквы можно встретить под землей, но редко.


Говоря о новой стилистике, связанной с внедрением билетов тройка, все классно, но скажите, только я заметил странную форму, в которую вписывается логотип?




Это не круг, как хочется думать, а геометрическая форма, похожая на круг с "отрезанными" краями. Не сказать, что это плохо или хорошо - так дизайнер придумал, а заказчик утвердил. Но как бы это не стало новым стандартным обозначением, которое кто-то будет рисовать кругом, а кто-то примерной геометрической формой, но все дело в слове "примерно". То есть опять может родиться десяток новых вариантов логотипа.


Еще одно замечание, возможно, это проблемы с печатью, но на новых билетах буква М не симметрична. Правая половина буквы М чуть растянута относительно левой. Вероятно, обратил внимание на это только я, и эта погрешность не столь велика, особенно в таком масштабе. Я отзеркалил логотип и совместил в режиме difference, который позволяет увидеть расхождения по форме в двух слоях. Если бы логотип был симметричным, он бы не двоился.



Небольшой пример из Лондона:
На этой странице приведены все логотипы, пиктограммы и указатели, которые нужно использовать. Как только кому-то требуется повесить новый знак, его исходник берут с этого сайта. Но в нашей стране всегда была популярна художественная самодеятельность (которая поощряется самим метрополитеном).


Поэтому как только требуется изобразить указатель, его придумывают из пустоты, не обращая внимания на то, что уже создано. И даже на двух официальных сайтах метро (старом и новом) висят разные логотипы. Это может быть даже красиво, но навигация должна быть информативной и стандартизированной по всему городу. И все это начинается с самого популярного логотипа в городе - логотипа московского метрополитена.


Вы замечали странную рекламу на станциях, посвященную приему на работу в полицию? Или видели на каждой ветке разный дизайн объявлений о приеме на работу машинистов (зарплата указана тоже разная, непонятно почему)? Кто это все делает? Ответ найти легко. Этот человек также сделал сайты нескольким отделам полиции на московском метрополитене. В интернете его зовут Alex-Megabayt. Я думаю, такой дизайн в целом отражает всю тяжелую ситуацию с городской навигацией и дизайном информационных плакатов, и его смело можно назвать "вырвиглазным". Я не хочу обидеть автора этих работ, может, он это делал на энтузиазме и бесплатно, но ему следует еще немного подучиться хорошему вкусу, а не тыкать все возможные фильтры в фотошопе, чтобы начать оформлять плакаты для города. А люди ответственные за внешний вид метро должны контролировать, что развешивают на станциях и в поездах.

Логотип метрополитена может использоваться и сторонними компаниями, не только метрополитеном. Ярким примером является картографические сервисы от таких гигантов как Google, Microsoft, Nokia и Яндекс. Я составил небольшую табличку с обозначениями станций метро в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне и Париже.


С обозначением метро в Российских городах существуют явные проблемы, компании просто не знают какой логотип нужно использовать и проявляют творческий подход. Но посмотрите на Лондон и Париж, на всех картах, кроме Яндекса, логотипы идентичные.


Не нужно брать и менять символику метрополитена на всех станциях прямо сейчас, нужно лишь разработать единый красивый дизайн для транспорта всего города и постепенно его внедрять. Это будет важным шагом, за которым последует разработка единого туристического логотипа Москвы, очищением исторической части города и метро от невменяемо большого количества рекламы.


В заключении статьи предлагаю исходный вариант правильного (на мой взгляд) логотипа в EPS формате (ну и в PNG если для растра). Этот логотип "практически" не изменился с 1935, хотя его активно пытались поменять - облачить в полукруг и лишить засечек.


Previous post Next post
Up