Это наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Оно является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатствами; и вместе с тем это полученное наследство низводится получившим его поколением на степень предлежащего материала, видоизменяемого духом. Полученное, таким образом, изменяется, и обработанный материал именно потому, что он подвергается обработке, обогащается и вместе с тем сохраняется». - Гегель, Лекции по истории философии
«История России как бы закончилась на этом. Непонятно как показывать перестройку, лихие девяностые, нефтяные нулевые. А когда сказать нечего - по традиции включаем «Лебединое озеро». Один из наиболее спорных вопросов - как понимать «ничто» в философии Гегеля?
Вспоминают, в частности, такое его суждение:
«Начало есть не чистое ничто, а такое ничто, из которого должно произойти нечто; бытие, стало быть, уже содержится и в начале. Начало, следовательно, содержит и то и другое, бытие и ничто; оно единство бытия и ничто».
И на этом основании
делают вывод, что Гегель смешивает бытие и ничто, нарушая тем самым завет Парменида: есть, собственно, только бытие.
Мне, грешным делом, такие суждения представляются наивными, хотя для них и есть основания в тексте, и мне подобные суждения напоминают советы студентов преподавателям, для которых почти всегда тоже можно найти некие основания.
Студенты, конечно, имеют право высказать свои мнения, но грех молодости склоняет ее забывать о том, что эти мнения сформированы текстом лекций, прочитанных профессором. Одно дело - высказать мнение по поводу чьего-то текста по философии, другое дело, «войти» в эту философию не только на уровне представления о ее текстах.
«Ибо по отношению к мыслям и, в особенности, к спекулятивным мыслям, понимать означает нечто совершенно другое, чем лишь улавливать грамматический смысл слов; здесь понимать не может означать - воспринимать их в себя и все же дать им проникнуть лишь до области представления. Можно поэтому быть знакомым с утверждениями, положениями или, если угодно, мнениями философов, можно потратить много труда, чтобы ознакомиться с основаниями этих мнений и дальнейшей разработкой их, и при всех стараниях не достигнуть главного, а именно понимания рассматриваемых положений. Нет поэтому недостатка в многотомных и, если угодно, ученых историях философии, в которых нет познания самого предмета, на изучение которого положено в них столько труда. Авторов таких историй можно сравнить с животными, прослушавшими все звуки музыкального произведения, но до чувства которых не дошло только одно - гармония этих звуков». - Гегель, Предварительные замечания об истории философии
Вот почему текст, даже если это текст Гегеля, далеко не самый верный ориентир на пути к Гегелю. Ключ к пониманию лежит в смысловой гармонии текста.
Гегель, как прилежный студент, приводит два отрывка из поэмы Парменида.
«Внимай, - говорит богиня, - и узнай, каковы два пути познания. Один, который есть лишь бытие и который не есть небытие, есть тропа убеждения; на нем находится истина; другой, который не есть бытие и который необходимо есть небытие, - о нем я говорю тебе, что он совершенно неразумный путь; ибо небытия ты не можешь ни познать, ни достигнуть, ни высказать».
«Но истинно лишь «есть»; оно не порождено и не преходяще, цело, однородно, неподвижно и бесконечно. Оно не было, оно не будет, а все существует одновременно, все существует теперь, ибо какого рождения ты хочешь искать для него? Как и откуда оно умножится? Что оно рождается из не-сущего - этого я тебе не дозволю ни сказать, ни помыслить…»
Была бы наивной та точка зрения, что ради текстуальной «истины» следует приписать Пармениду запрет на всякое словоупотребление «ничто». Однако мысль о «ничто» есть уже НЕЧТО.
Ничто действительно не может иметь независимого существования, оно способно обрести существование лишь как «мысль о ничто», то есть как бытие.
Собственно, это Гегель и утверждает, давая оценку поэме Парменида:
«И в самом деле, ничто превращается в нечто, когда его мыслят или высказывают; мы что-то говорим, что-то мыслим, когда желаем мыслить и выразить ничто».
В той фразе о единстве бытия и ничто, которая дает повод для упреков в нарушении Гегелем «правила Парменида», Гегель, напротив, это правило утверждает. Ведь сказано: «одно и то же - мысль, и то о чем эта мысль». Мысль о «ничто» оказывается тождественной бытию, данному как мысль. А иного «истинно сущего» бытия и не существует - будь то по Пармениду или по Гегелю.
«Мышление и то, ради чего существует мысль, суть одно и то же. Ибо без сущего, в котором оно высказывается, ты не найдешь мышление…», - эту мысль Гегель оценивает как основную у Парменида и, более того, он полагает эту мысль началом философии в собственном смысле слова.
«Мышление производит себя, и производимое есть мысль. Мышление, следовательно, тождественно со своим бытием, ибо нет ничего кроме бытия». - это основная идея философии самого Гегеля.
А все остальное - от лукавого.
«История России как бы закончилась на этом». - тоже от лукавого и от лукавства.
Нет нулевой точки и не было. История России не начиналась и не заканчивалась, она только «есть». Это ее «есть» актуально-ничтожно, и действительно непонятно, как это «ничто» показывать, да и стоит ли?
Но сама мысль о «ничто» есть уже НЕЧТО сущее.
Более справедливой представляется оценка
Christian Science Monitor:
«Над головой зрителей плыли тяжеловесные идеалы государства, серп и молот, гигантские бюсты идеализированных рабочего и колхозницы. А внизу сверкала Москва.
По сцене ездили автомобили 1950-х годов, а дядя Степа, милиционер из советских детских стихов, помогал пешеходам безопасно переходить улицу. Вся наигранность куда-то исчезла. Наконец на олимпийском стадионе мы видели НЕЧТО, что берет свое начало в самом сердце России - строчки из стихов, услышанных в далеком детстве, сцены из историй, передаваемых из поколения в поколение - не идеальных, но, тем не менее, горячо любимых.
Это и есть мы, как будто говорили авторы церемонии открытия».
Фотографии из блогов:
Линк Линк