Jul 18, 2014 01:04
Если сильно упростить, представление человека о самом себе (идентичность) состоит из двух базовых состояний: уникального "Я"(Кто я?) и групповой принадлежности(с кем я?)
Масса исследований свидетельствует, что оба состояния идентичности похожи на сообщающиеся сосуды: если одно акцентируется, то другое уходит в фон.
Также множество исследований сходится на том, что состояние акцента на групповой принадлежности ( я- русский, я- украинец) отличается повышенной готовностью к конфликтам с "чужими", поскольку дилемма "свой-чужой" есть древний, из первобытного коллективного бессознательного, эмоциональный стереотип.
Все помним фильм по Толкиену про Мою Прелесть? Фильм, перенасыщенный архетипами коллективного бессознательного. Так вот: "чужие" всегда будут орками, "свои" - всегда эльфами. Групповое сознание так устроено, что оно видит слишком обобщенно, слишком стереотипно, слишком гротескно - как через искаженное стекло.
Только в состоянии групповой идентичности любой индивид становится настолько воинственным, что готов убивать и умирать. э
Потому что его коллективное бессознательное заставляет его жертвовать собой ради своей группы, своего рода. Группа, если убрать все наносное, цивилизационное, всегда важнее индивида, что бы ни говорили адепты индивидуальной свободы, указывая на мультяшных одниночек-суперменов.
При этом вовсе не значит, что групповое сознание принадлежит толпе, когда - стенка на стенку. Чаще, вообще, бывает вариант, когда взаимодействуют два непримиримых врага, каждый при этом сражается за свои групповые ценности. Все помним фильм "41-ый, про девушку-снайпера, красноармейца, которая влюбилась в белого офицера, а потом застрелила любимого? Ценности группы важнее личного счастья.
Перевод сознания с индивидуальной в групповую идентичность и обратно происходит каждую минуту. Это ритмичный танец жизни и смерти, это как вдох и выдох, это как биение сердца.
Как только мы встречаем "своего" - мы расслабляемся, и включается наша индивидуальная идентичность. Как только встречаем "чужого" - мы напрягаемся, и включается "групповая идентичность". Мало ли что ждать от этого чужого. Я иногда думаю, что этот механизм сформировался, когда еще кроманьонцы сталкивались с неандертальцами.
Однако включение групповой идентичности можно запросто сформировать и фиксировать. Именно этим занимаются солдаты информационных войн: боты, тролли и прочие провокаторы. Любой тролле-бот непременно нападает на чью-то групповую принадлежность. Ему неважно, на какую. Он будет мочить всех подряд, а потом тех, кого окажется больше, вооружат и отправят воевать пушечным мясом. В технологиях формирования террора известны "пятиминутки ненависти" - чтобы сохранять у пушечного мяса накал боевых страстей нужного уровня: "Так они называли меня земляным червяком?!" (Киплинг, мультик про Маугли)
Все, что могут сделать пока еще вменяемые, миролюбивые люди, на мой взгляд, это - изо всех сил сохранять акцент на своей личностной идентичности.
Ведь на самом деле ВСЕ ЛЮДИ ОДИНАКОВЫ.
разборки,
этнопсихология,
политология,
психология