Лучшие клипмейкеры мира. Ч1

Aug 17, 2014 11:02



Сегодня это трудно себе представить, но до начала 80х годов прошлого века видеоклипы не рассматривались в качестве важного маркетингового инструмента для продвижения артистов. Продюсеры старались водить дружбу с радиоведущими и авторами культурных колонок в еженедельных газетах. Профильных музыкальных изданий в сегодняшнем понимании на тот момент тоже почти не существовало.

С выходом в общенациональное вещание в 1981 году, американский канал MTV произвел самую настоящую революцию. Вдруг стало понять, что вокруг музыки можно выстроить множество новых бизнес стратегий. Люди хотели во всем подражать своим кумирам и теперь

имели возможность видеть их не только на концертах, но и на телеэкранах. Одежда, стрижки, аксессуары, машины, музыкальные инструменты. Видеоклипы моментально превратились в пеструю ярмарку, эдакий «магазин на диване» для неискушенной американской молодежи.

Массовый приток ведущих мировых брендов в музыкальную индустрию позволял бюджетам видеоклипов расти с каждым месяцем, а то и днем. Само собой, рос и профессиональный уровень людей, которые первыми освоили новую, интересную профессию. Тогда, в 80е клипмейкерами становились вчерашние фэшн-фотографы, молодые кинорежиссеры, рекламщики и даже журналисты.

Большинство роликов тех времен делились на два типа - незатейливый монтаж концертных записей и банальная съемка в студии с трех подвижных камер. Новаторы делали тематические коллажи из старых кинолент; для конвейерных видео активно использовали дым, стробоскопы, софиты и ярко одетых танцоров. Талантливые авторы только щупали новый язык, склоняясь к сюжетным видео в духе альтернативного кино.
Важный прорыв в ранней истории случился в 1983 году. В ротацию музыкальных каналов попал клип Майкла Джексона на песню «Billie Jean». Это было первое видео черного артиста, которое допустили в эфир. Сегодня ролик кажется откровенно нелепым, но на тот момент многие приемы ирландского режиссера Стива Бэррона казались едва ли не революционными. Майкл был поражен его работой для синт-поп группы The Human League. Их сингл «Don't You Want Me» во многом благодаря необычному видеоряду попал в ночную ротацию каналов Британии.



Вчерашний кинопродюсер, Бэррон быстро стал одним из самых востребованных клипмейкеров по обе стороны Атлантики. Он снимал для Fleetwood Mac, Def Leppard, Toto, Tears for Fears, ZZ Top, Culture Club, A-ha (та самая «Take on me») и группы Dire Straits. Именно его видео на композицию «Money for Nothing» открыло эфир европейского MTV в 1987 году. В конце 80х Стив вернулся в кино и снял глупую, но довольно популярную комедию «Яйцеголовые».

Вплоть до начала 90х во всем мире было не так уж много клипмейкеров, чьи имена были бы на слуху. Тот же Стив Бэррон или, например, Мэттью Ролстон, пользуясь случаем, снимали для совершенно разных артистов от брутальных рокеров до поп-певиц, едва успевая поднимать ставки гонораров. Время само диктовало условия: в цене были гибкие, расчетливые профессионалы, которые знали, как выгодно представить продукт. Ролстон в 80х тоже снимал для Майкла Джексона, а в 90х был особенно востребован в кругах звезд родом из 80х. С ним работали Дэвид Боуи, Брайан Адамс и Моррисси.

Тогда же начали появляться первые нишевые авторы. Например, молодая англичанка Софи Мюллер 9 лет снимала исключительно группы Eurythmics и Sade. Только в 90х она решила изменить своим принципам, согласившись поработать с прекрасным Джеффом Бакли («So Real») и совсем еще юной Бьорк. В видеографии Софи сегодня можно найти множество интересных имен: The Cure, No Doubt, Garbage, Blur, Шинейд О’Коннор, Manic Street Preachers, Сара Маклахлан, PJ Harvey. Одна из недавних ярких работ Софи - клип "Young and Beautiful" для Ланы дель Рей.



После прорыва, который совершил Майкл Джексон, эфир MTV стал стремительно заполняться видеоклипами главных звезд только что возникшего стиля хип-хоп. У этих парней в почете был Спайк Ли, уже тогда весьма известный кинорежиссер. Его видео для Grandmaster Flash, Public Enemy, Naughty by Nature не давали покоя молодым репперам. Все хотели, чтобы с ними работал Спайк. На этой волне началась карьере Марка Пеллингтона. В 80х он снимал для De La Soul и все тех же Public Enemy, а уже вначале 90х взлетел на самую вершину. U2 “One”, Crystal Waters "Gypsy Woman" и "Beautiful Girl" австралийцев INXS - эти клипы стали для него судьбоносными. Пеллингтон активно снимает и сегодня. Месяц назад он закончил работу над новым видео для Linkin Park.



Надо сказать, что едва ли не единственным, кто уже в 80х воспринимал клипмейкерство, как новое широкое пространство для авторского самовыражения, был фэшн-фотограф Жан-Баптист Мондино. Его работы изысканы и поэтичны. В них нет агрессивного продакт плейсмента и мишуры. Во многом, поэтому с ним всегда работали только великие, «священные коровы» изменчивого масскульта: Том Уэйтс, Стинг, Брайан Ферри, Крис Айзек, Принс, Ленни Кравиц, Нене Черри, Ванесса Паради.

Настоящий авторский и медийный прорыв в полу анонимном ремесле клипмейкера случился в 90х. Это десятилетие принято считать «золотой эпохой», временем, когда творили лучшие мастера. Сжатый итог данному периоду подвела серия DVD-релизов под названием «Director's Series», в которой представлены восемь дисков с подборками работ лучших клипмейкеров того времени. Символично, что практически все представленные в этой серии авторы в нулевых сделали головокружительную карьеру в большом кино.

Первым в этом списке значится американец Спайк Джонс, чей новый фильм «Она» буквально несколько месяцев назад стал важным событием на многих кинофестивалях мира. Адам Шпигель (настоящее имя режиссера) водил дружбу с модной еврейской тусовкой Нью-Йорка, в которой в то время находились и главные звезды белого рэпа - группа Beastie Boys. В 1993 году он снял для них первый ролик, а в следующем 1994, набравшись опыта, сделал видео на суперхит «Sabotage». Уже через неделю Спайк вынужден был нанять профессионального агента. Ему, молодому неизвестному сценаристу было просто неловко отвечать на звонки группы Weezer или Dinosaur Jr.

Джонс крепко схватил удачу за хвост. Практически каждая его работа производила фурор и открывала новые горизонты многочисленным подражателям. «Da Funk» для дебютантов 1996 года Daft Punk, «Elektrobank» для находящихся на пике славы The Chemical Brothers. Все эти клипы давно стали хрестоматийными. R.E.M, Бьорк, P.Diddy, Шон Леннон - многие топ артисты выстраивались в очередь к Спайку и казалось, что это уже вершина пьедестала.



Но в 2000 году, впечатленный кинодебютом режиссера (абсурдная трагикомедия «Быть Джоном Малковичем») Норман Кук решил во чтобы-то не стало заполучить Джонса для съемок видео на свой новый сингл «Weapon of Choice». Дальнейшая история известна. Неподражаемый Кристофер Уокэн и его танцы в холле роскошного отеля Marriot - видео вмиг было признано живой классикой. Шесть премий на MTV VMA 2001 и первое место в списке 100 лучших клипов всех времен по версии канала VH-1.



Отдельного большого материала заслуживает ровесник Спайка Джонса, эксцентричный французский гений Мишель Гондри. Его особенная анимационно-пластилиновая эстетика покорила сердца многих артистов и впоследствии была удачно перенесена самим режиссером на большой экран. Успех пришел к нему не сразу. Первыми крупными клиентами Мишеля были Бьорк и Ленни Кравиц, но для того, чтобы попасть в высшую лигу ему пришлось снять порядка 30 видеоклипов и потратить на это 7 лет интенсивной практики.

Прорывом стала работа «Protection» - сингл Massive Attack, записанный с Трейси Торн. Клип получил премию «Best Video» на европейском MTV VMA в 1995 году. Потом был «Around the World» для Daft Punk - своеобразная визитка Гондри-клипмейкера. И несколько лет интенсивной работы с лучшими: The Rolling Stones, Beck, Wycleaf Jean, Stardust, RHCP, The Chemical Brothers, Radiohead, The White Stripes, Кайли Миноуг. В начале нулевых Мишель ушел в большое кино и теперь снимает клипы только если ему очень понравится музыка. За последние три года единственными счастливчиками, на которых обратил внимание Гондри, стала группа Metronomy. (с)

клип, музыка

Previous post Next post
Up