Сейчас все сложнее понять как сделан трюк, кто его делал актер или дублер.
Лично я понимаю, что страховые компании не разрешат ключевому актеру сильно рисковать во время съемок.
Рисковать десятками миллионов долларов ради понтов???
Хотя для пиара это часто используют
Журнал Vulture попросил опытного канадского каскадера, координатора трюков и постановщика боев Рэнди Батчера, работающегой сейчас на сериале «Темное дитя», а ранее - на таких фильмах, как «Люди Икс», «Рассвет мертвецов», «К-19» и других, оценить некоторые трюки актера с профессиональной точки зрения.
1 «Миссия невыполнима» (1996) Итан Хант в штаб-квартире ФБР
Батчер: Этот трюк с тросами потом все копировали, даже я его копировал. Том однозначно делал его сам. Они применили специальный трос, который лучше, чем обычный. И Том действительно сам выдерживает баланс, потому что они не режут сцену монтажом. Когда мы видим его в профиль, на фоне компьютера, мы ощущаем, как он напрягается, чтобы удержать баланс. Я знаю, что любить Тома Круза сейчас не модно, но я большой его поклонник. Том - профессионал своего дела.
2 «Миссия невыполнима» (1996) Итан Хант убегает от разбивающихся аквариумов
Батчер: Я тоже делал такой трюк. Сначала ребята строят все, как надо и заполняют водой. Потом группа пиротехников рассчитывает детонацию и располагает детонаторы на стекле. Если я все помню правильно, Том приклеивает взрывчатое вещество к стеклу, перед которым стоит человек. Человека потом выдергивают тросом сквозь стекло витрины, трос, конечно, стирают из кадра во время постобработки. Если вы посмотрите сцену покадрово, то увидите, что сверху стекла есть дырочка, с которой и начинает его разрушение - это место, где прокинут трос. И стекло бьется за мгновение до соприкосновения человека с ним. Теперь у Тома есть куча пространства, через которое можно выбежать наружу от воды. Если вы посмотрите внимательнее, то увидите, что пока парня выкидывало наружу взрывом, Том находился за колонной внутри помещения, в безопасности от взрывной волны. Он выходит из-за колонны в центр кадра позже. Теперь Том бежит на камеру. У меня нет никаких сомнений, что это действительно Том. Во-вторых, объектив камеры может «сжимать» пространство так, что вы никогда не догадаетесь, что актер был довольно далеко от волны.
3 «Последний самурай» (2003) Финальная битва
Батчер: Я, как любой поклонник восточных единоборств, обожаю этот фильм. Я отметил, что Том Круз прекрасный всадник. Он отлично держится в седле. И он быстро учится, если дело касается каких-то физических заморочек. Например, держать саблю. Иногда, например, в фильме «Далекая страна», такие трюки производят даже большее впечатление, чем трюки с тросами, потому что в данном случае вокруг тебя куча людей и твои действия могу быть опасными для них.
4 «Миссия невыполнима 2» (2000) Сцена на скалах
Батчер: Я делал похожий трюк на этой же локации. Конечно же, актер был со страховкой - все эти тросы потом вытерли из кадра. Но в большинстве кадров это точно он. В некоторых кадрах это каскадер, и где-то в моих записях у меня есть даже его имя. Но сцена сшита так, что вам кажется, это все тот же человек. Сегодня с развитием цифровых технологий даже мне сложно сказать, как сделан тот или иной трюк. Если бы на месте Тома был другой актер, то Джон Ву сделал бы часть сцены в павильоне на фоне хромакея с частичной декорацией в полностью контролируемой среде. Просто построили бы скалу высотой 30-40 метров. Но у Тома Круза стальные яйца и нервы каскадера. Нет никаких причин сомневаться в том, что он сам лазил по тем скалам.
5 «Особое мнение» (2002) Драка с полицейскими на летающих рюкзаках
Батчер: Все парни на рюкзаках висели на тросах, на кранах или на специальных приспособлениях, развернутых на крышах зданий. И это видно. Когда Том прыгает на одного из них, он тоже на тросах. Я не помню, сам Том делала этот трюк или нет, но не вижу причин, почему его стоило бы заменить каскадером. Тросы обычно четко выверены и их движения просчитаны: скорость, направление, расстояние и время. Да, тросы требуют тренировок и смелости, но они достаточно безопасны. В лучшем случае можно застрять на них (если механизм заело), но тогда есть команда людей, которые спускаются и извлекают тебя оттуда.
6 «Миссия невыполнима 3» (2006) Прыжок с небоскреба в Шанхае
Бачтер: Когда Том разбегается, за ним видно город. Это один из самых красивейших кадров - кто-то снял чистые плейты с крыши того здания. Но Том прыгает в студии на фоне хромакея. И он прыгает на специальную подушку с 30 метровой высоты. Его снимают и сбоку тоже. Потом все это вклеено в плейты. На широких кадрах это не Том Круз. Но и трюк сделан не на той локации. Я так понимаю, что по какой-то причине они не могли сделать его в том месте. Они отсняли фон, выстроили CG модель города и спроецировали отснятое на нее. Когда каскадер приближается к земле, он начинает двигаться вперед, это гравитационно невозможно. Он явно висит на тросе, который мы называем «профиль». Трос прокидывается с одного здания на другое и провисает. Так каскадер падает вниз, но при приближении к земле трос натягивается и начинает изменять траекторию движения каскадера. На экране все смотрится очень красиво.
7 «Миссия невыполнима 3» (2006) Круз стреляет из автомобиля на высокой скорости, вися низко над землей
Батчер: Это еще один трюк, сделанный в монтаже. Но это точно сам Том Круз - намертво закреплен в машине специальными приспособлениями. Если вы посмотрите сцену внимательно, то увидите, что его левая рука всегда там, где она есть. Она закреплена в машине. Если бы я делал такой трюк, я бы закрепил его намертво «треугольником», его внизу и руку сверху. Он может опустить правую руку на землю, если хочет, но это все: сам он не может опуститься ниже, не может удариться головой, например. Камера закреплена на кране, на мотоцикле или специальном автомобиле. Но Том Круз однозначно сам делает этот трюк. Он отлично тренирован, он знает, как ведет себя трос или кабель, что делает оборудование. Я удивляюсь, что продюсеры разрешают ему делать такие трюки. С другой стороны, он сам себе продюсер. Но если он пострадает - 200-миллионный фильм окажется под угрозой срыва. Другие продюсеры не должны ходить на съемки и смотреть, как это делается, а то их хватит удар. Я восхищаюсь его желанием и способностями исполнять все эти безумные вещи.
8 «Рыцарь дня» (2010) Падение на крышу автомобиля и проезд на ней
Батчер: Сцена очень смешная, она вся искусственная, но в фильме она работает. Посмотрите на ракурсы и движения камеры - это снято в павильоне на фоне рир-проекции. В широких кадрах это каскадер, но на крупных планах это Том. Сделать такой трюк в реале невозможно. Взрывающийся автомобиль явно цифровой, как и автомобиль, летящий над героем в конце сцены. Все сделано на монтаже.
9 «Рыцарь дня» (2010) Кэмерон Диаз меняет позицию на мотоцикле, чтобы стрелять в преследователей
Батчер: Том - прекрасный мотоциклист, я уверен, что некоторых из этих кадров он едет сам. Но основной трюк сделан на монтаже. Это каскадеры. Когда мы видим лица актеров - это сделано в студии на фоне хромакея с ветродувами, имитирующими быструю езду. Потому что в этот момент с широкого угла нас перебрасывают на крупные планы. Это иллюзия, созданная координатором трюков и монтажером. Часто мы читаем о трюках на тросах, но вот такой трюк - мотоцикл, высокая скорость и пассажир спереди - самый опасный. Чтобы его сделать, нужно быть настоящим каскадером-мотоциклистом. И женщина, которая делает перемену направления, тоже должна быть каскадером. Все эти повороты в процессе делают трюк еще более опасным. Здесь гораздо больше факторов, которые могут пойти не так, чем, скажем, с трюком на башне в Дубае. Тросы требуют стальных нервов, но они безопасны.
10 «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2012) «Прогулка» по стене небоскреба
Батчер: Я уже говорил про стальные яйца? Он точно делал это трюк сам. Не уверен насчет сцены с пробежкой. Но он мог бы такое сделать. В Тороното есть аттракцион: тебя закрепляют на тросах с помощью специального костюма, и ты можешь ходить по краю крыши. Но это требует невероятного самообладания. Яне представляю, что он переживал в это время. Часть этих кадров сделаны в павильоне, например, когда он пролетает сквозь стекло внутрь здания - это декорация. Но чтобы повиснуть там, сбоку высочайшего небоскреба в Дубае, нужно очень доверять своим сотрудникам, парням, что строят эти механизмы с тросами. Если ты делаешь эту работу на 40 метрах, то и на 140 разницы нет, разве что, сила ветра другая. И это доверие обоюдное. Они доверяют ему. Он отличный ученик и послушный исполнитель, не делает того, что может поставить безопасность работы под угрозу. Он делает то, чему его научили правильно, и все идут домой после съемок. Эти трюки очень затратны и по времени, и по деньгам. Но они - то, что делает франшизу «Миссия невыполнима» уникальной.
Отсель