Скажу честно, я не смотрела раньше ни "Хрусталев, машину", ни "Трудно быть Богом". Недавно посмотрела "Хрусталева", "Трудно быть Богом" не смотрела пока, но читала рецензии. И мне показалось по этим рецензиям, что это "Хрусталев" - это и есть "Трудно быть Богом". Это фильмы, если не близнецы, то фильмы-братья. "Хрусталев" и правда историко-психологический. И вот психология такова, что будто отменили десять заповедей и у людей получилось расстройство привязанностей, они вообще при такой скученности не привязаны друг к другу и варятся в собственном соку.
Я и "Хрусталева", и "Трудно быть богом" осилил только на 5 минут. И это несмотря на то, что "Лапшин" и "Проверка" - мои любимые фильмы. Правда, любимыми они стали не сразу. Поэтому надеюсь, что со временем осилю и эти два. А что касается отмененных десять заповедей, то меня, например поражает в лекциях Быкова о советских писателях попытка таких как Бабель или Платонов художественно отразить эти биологические процессы. Герман в этом смысле был последовательнее всех в "Трудно быть богом".
Быков в лекции о Бабеле, про его "Конармию" говорит о разобщенности людей. Но в "Хрусталеве", в коммуналке, в тесноте, живя на головах друг друга, люди относятся друг к другу, как к неодушевленным предметам. У них не возникает какой-то привязанности друг к другу оттого, что они долго живут вместе. Когда кого-то забирает НКВД (или приезжает на обыск) - как будто шкаф выносят из квартиры, люди даже не пытаются понять , отчего, почему. И это в обществе, где Ленин говорил (при жизни, но общество жило по ленинским принципам) , что личные интересы надо подчинять общественным. Насколько результаты получались противоположными тем, которые декларировались.
Comments 3
Reply
А что касается отмененных десять заповедей, то меня, например поражает в лекциях Быкова о советских писателях попытка таких как Бабель или Платонов художественно отразить эти биологические процессы. Герман в этом смысле был последовательнее всех в "Трудно быть богом".
Reply
Reply
Leave a comment