Как бы мы не старались в нашем прекрасном двадцать первом веке, русское кино до конца дней останется одним из величайших явлений мирового кинематографа. Неизвестно, когда наша широкая публика нового времени сможет узнать об этом. Слава Богу, что американцы продолжают трудиться на ниве кинокультуры и создают книги, по которым просвещенный мир может изучать наше уникальное кино (количеств материалов о нашем кино на английском языке (что в офф-лайне, что в он-лайне) в тысячи раз превышает то, что существует на русском языке).
Я вот думаю, неужели это действительно такая сложная мысль: ни один современный любитель кино не может найти на родном языке никаких исследований или биографий таких великих наших мастеров, как Герасимов, Авербах, Хейфиц, Гайдай, Богин, Козинцев и т.д. и т.д., и при это мы говорим, что у нас что-то меняется к лучшему? То есть "мы" - это нечто, что началось строго в 1991 году? Типа самая молодая нация на земле? На секунду представим американца, который не может найти во всех своих соединенных Штатах книжку про Хичкока или молодого кинематографиста, который на вопрос "Как на вас повлиял Джон Форд?", отвечает "А кто это?".
Мы поколение, создавшее DVD "20 в одном" и сериальное направление, сенсационно воскресившее в 21-ом веке технику братьев Люмьер.
Проблема не в том, что у нас кризис, проблемы, мелкотравчатые времена, а проблема в том, что мы не хотим видеть правды, нам не стыдно, проблемы-то что, повод проявить себя, нормальная вещь.
Чтобы не сойти с ума на своем фильме, я смотрел по ночам много наших фильмов и по сути начал впервые открывать для себя это удивительное чудо. И со временем я понял, что у меня получается советский фильм, беспокойный, наполненный мыслями и чувствами, нашим русским, фирменным, растущим изнутри желанием говорить о вечных вещах, и это было проблемой, я буквально физически чувствовал, как каждая лирическая интонация, каждое проявление драмы, поэзии пугало моих продюсеров, потому что так в "фильмах ужасов" не должно быть (хотя историю русского фильма ужасов при этом я и создаю собственными руками вообще-то). Они просто не понимают, что в словсочетании "русский фильм ужасов" у первого слова своя история и свой смысл, и что в истории кино не будет "Бумера", да и "Дочерей", наверное, а будет Сергей Герасимов с его невероятнейшей, шедевральной трилогией о Людях Нашего Времени, которая так сильно повлияла на "Дочерей", лишив меня благосклонности инвесторов. Но это и есть "русское". На мой вкус.
Но этот пост на самом деле оптимистический. Времена нам выпали интересные, задачи мощные, и нация мы по-прежнему неповторимая. А продюсеры сами как те подростки, которым йогурт "Скелетон" заменил маму с "Золотым ключиком", - заложники своего времени (вряд ли нынешний убежденный маркетолог при сохранении советской власти был бы так уверен в незыблимости идеалов маркетологии; скорее, мы бы обсуждали досъемку эпизода, где зловещие дочери отступают перед магической силой чудотворного бюстика Ленина), им бы хоть раз посмотреть "Нейлон 100%" Владимира Басова, черт, жаль если умрут не посмотрев "Нейлон", нельзя!
В общем, "наше кино" - это как "наше земное предназначение". Словосочетание, исполненное бесконечной тайны.
Американцы вон, ее разгадывают, делятся плодами. Все можно найти на amazon.com
*
Cinema and Soviet Society from the Revolution to the Death of Stalin (Kino, the Russian Cinema Series)
*
Russian Cinema (Inside Film) by David Gillespie
*
Kino: A History of the Russian and Soviet Film by Jay Leyda
*
Russia On Reels: The Russian Idea in Post-Soviet Cinema (KINO - The Russian Cinema)
*
Real Images: Soviet Cinemas and the Thaw (KINO - The Russian Cinema) by Josephine Woll
*
Savage Junctures: Sergei Eisenstein and the Shape of Thinking (Kino, the Russian Cinema Series)
*
Vsevolod Pudovkin: Classic Films of the Soviet Avant-Garde (KINO - The Russian Cinema)
*
Inside the Film Factory (Soviet Cinema)
*
Dziga Vertov: Defining Documentary Film (Kino - the Russian Cinema)
*
Russian Popular Culture: Entertainment and Society since 1900 by Richard Stites
*
Movies for the Masses: Popular Cinema and Soviet Society in the 1920s
*
Russian War Films: On the Cinema Front, 1914-2005 by Denise J. Youngblood
*
New Soviet Man: Gender and Masculinity in Stalinist Soviet Cinema
*
Sergei M. Eisenstein's Potemkin: A Shot-By-Shot Presentation
*
Sergei Eisenstein: A Life in Conflict by Ronald Bergan
*
S. M. Eisenstein by Richard Taylor
*
Soviet Film Music (Contemporary Music Studies)
*
Vsevolod Pudovkin: Selected Essays