Книга Уильяма Зинсера "Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов" - отличный учебник для блогеров, журналистов и писателей в жанре нон-фикшн. Его книга имеет уже 30-е издание, общий тираж которой перевалил за миллион экземпляров. Она читается на одном дыхании и с большим удовольствием, а также помогает разобраться в сложных вопросах и мотивирует на дальнейшую писательскую деятельность. Периодически я буду выкладывать в блоге наиболее значимые цитаты из книги. Надеюсь, они помогут вам в нелегком, но безумно увлекательном занятии - создании текстов.
Часть I. Принципы
Простота
Вы не сможете писать хорошо, если не будете вычищать каждое предложение, оставляя в нем только самое необходимое. Каждое слово, которое не несет смысловой нагрузки, каждое длинное слово, которое можно заменить на короткое, каждое наречие, которое дублирует по своему значению стоящий рядом глагол, каждая пассивная конструкция, которая мешает читателю ясно понять, кто что делает, - вот тысяча и одна примесь, ослабляющая силу предложения.
Писать - это тяжелая работа. Ясная фраза - не случайность. Очень редко фразы выходят ясными с первого и даже третьего раза. Помните это в минуты отчаяния. Если вы обнаружите, что писать трудно, не удивляйтесь. Так оно и есть.
Мусор
Остерегайтесь употреблять длинные слова, которые ничем не лучше коротких: «содействие» (помощь), «многочисленные» (многие), «воспрепятствовать» (помешать), «индивидуум» (человек), «незначительные» (слабый), «изначальный» (первый), «присовокупить» (добавить), «чрезвычайно» (очень), «эксперимент» (опыт), «получивший наименование» (названный) и сотни других. Остерегайтесь скользких модных словечек - всех этих парадигм и приоритетов, гламуризаций и потенциализаций. Всё это сорняки, которые задушат ваш текст. Не ведите с людьми диалога, если с ними можно просто поговорить. И не надо ни с кем «контактировать».
Ищите мусор в том, что вы написали, и безжалостно удаляйте его. Будьте благодарны за все, что вам удалось выбросить. Перепроверяйте каждое предложение, попавшее на бумагу.
Стиль
Вся штука в том, что написанное надо сначала вычистить, а уж потом разукрашивать.
Если глаголы слабы, а синтаксис шаток, то предложения развалятся.
Писать - значит демонстрировать свое эго - смиритесь с этим, и пусть его энергия движет вашим пером.
Аудитория
Вы пишете для себя. Не пытайтесь представить себе широкую читательскую аудиторию. Такой аудитории не существует - каждый читатель отличается от других. Не пытайтесь угадать, какого рода сочинение понравится издателю или что нынче прозвучит актуально в вашей стране. Издатели и читатели не знают, что им хочется прочесть, пока они этого не прочтут. Кроме того, они всегда ждут чего-нибудь новенького.
Слова
Вы никогда не состоитесь как писатель, если не привыкните уважать слова и не разовьете в себе почти болезненное внимание к оттенкам их значений.
Пусть у вас войдет в привычку читать то, что пишется сегодня, и то, что написано прежними мастерами. Писатели учатся на чужих примерах. <…> Еще одна полезная привычка - заглядывать в словари. <…> Раздобудьте себе словарь синонимов.
Часть II. Методы
Единство
Первая задача - выбрать местоимение и обеспечить его единство во всем тексте. Как вы собираетесь писать - от первого лица, как участник, или от третьего, как наблюдатель? <…> Затем нужно обеспечить единство времени. <…> Но вы должны выбрать то время, в котором будет проходить ваше основное общение с читателем, сколько бы взглядов вперед и назад вы ни бросали по пути. Следующий шаг - позаботиться о единстве тона. <…> Каждый писательский замысел должен быть ограничен какими-то рамками, и только после этого можно садиться писать.
Что же касается главного тезиса, то каждое хорошее произведение, написанное в жанре нон-фикшн, должно давать читателю пищу для размышлений в виде одной интересной мысли, которая раньше не приходила ему в голову. Не двух мыслей и не пяти - только одной.
Зачин и концовка
Самая главная фраза в любой статье - первая. Если она не побуждает читателя перейти ко второй, то ваша статья мертва. И если вторая фраза не побуждает его перейти к третьей, вывод тот же. <…> Поэтому ваш зачин должен сразу заинтриговать читателя и вынудить его читать дальше. <…> Годится что угодно - лишь бы это пробудило любопытство читателя и поманило его за собой.
Всегда собирайте больше материала, чем вы намерены использовать. <…> Наш обыденный ландшафт насыщен абсурдными сообщениями и предостережениями. Научитесь их замечать. Мало того, что они выражают дух социума; многие из них еще и настолько причудливы, что могут подарить вам зачин редкой оригинальности.
Идеальное окончание должно слегка удивлять читателей и все-таки выглядеть абсолютно правильным. Они не ожидали, что статья закончиться так скоро, так внезапно и именно такими словами. Но они понимают, что здесь все правильно.
<…> если вы готовы поставить точку, ставьте ее. Если вы изложили все факты и передали идею, которую хотели передать, ищите ближайший выход. <…> Но обычно лучше всего действует цитата. Поройтесь в своих записях и найдите там фразу, с помощью которой можно поставить эффектную точку, или вызвать улыбку, или добавить к вашей картине неожиданный последний штрих.
Лучшее, что может сделать сочинитель нон-фикш, - это удивить читателя. А если что-то удивило вас самого, значит, оно непременно удивит (а заодно и порадует) и тех, для кого вы пишете, особенно если вы преподнесете им свой сюрприз напоследок и распрощаетесь с ними на этой выразительной ноте.
Источник: Зинсер, У. Как писать хорошо : Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов / Уильям Зинсер. - Москва : Альпина Паблишер, 2014. - 292 с. - ISBN 978-5-9614-4561-9.