Их совместный эфир на 1 канале вечером 3 октября был призван примерить все возможные стороны между собой, испепелить тему и перевернуть страницу истории. В эфире они проявляли взаимное дружелюбие, но 30 лет назад Фефелов был в числе штурмующих Останкино, а Шеин был в толпе у Белого дома, которая явно симпатизировала Ельцину. В эфире они сразу отбросили тему, что конфликт был противостоянием коммунистов и либералов. Утверждалось, что всё перемешалось, и что понять, кто за что боролся сейчас практически невозможно. Закончилось всё прозаично, лозунгом «дело прошлое, давайте жить дружно».
Сегодня, когда многое уже отстоялось, рискну высказать свою оценку, которая и объективная, и субъективная одновременно. По части фактов она абсолютно объективна, ибо это факты, и я их видел собственными глазами. А выводы естественно субъективны, ведь это только моё личное мнение.
В реальности сцепились две властных группировки, каждая из которых рвалась к большому пирогу приватизационного дележа России. Если бы победил Хасбулатов, это ничего бы не изменило во внутренней политике, западные консультанты хорошо знали своё дело. Было бы больше красивых слов про защиту народных интересов, у части олигархов были бы другие фамилии, но тренд на создание олигархического капитализма в России остался бы неизменным. От «нулевого варианта», одновременные выборы и президента, и Госдумы, отказались оба, и Ельцин, ибо боялся проиграть, и Хасбулатов, ибо боялся выиграть и взвалить на себя непомерную ответственность. В 1996 г. трюк Хасбулатова повторит Зюганов, не захотевший выигрывать выборы в ситуации, когда победа была ему просто гарантирована. За две недели до первого тура КПРФ отзывает всех своих наблюдателей в регионах, где они уже были заявлены и институционализированы. Прямая дорога к любым фальсификациям и вбросам была открыта.
Сами события, Указ 1400 с превышением полномочий президента, демарш Зорькина с признанием указа неконституционным, самопровозглашение Руцким себя президентом, блокада милицией Белого дома и штурм с пальбой Останкинского телецентра хорошо известны.
Но 4 октября, далеко не рано утром, ближе к 11 часам, журналистское любопытство у меня взыграло, и я отправился в Белый дом. У меня был мэриевский пропуск, который давал право прохода и туда. Через оцепление прошёл без проблем. Описывать грязь, бардак, запахи и баррикады внутри здания не буду. Но сразу бросилось в глаза присутствие в здании мужиков средних лет с оружием и в довоенной военной форме - гимнастёрка, галифе, сапоги и новая, длинная, не подшитая шинель. Так одевали в советское время мужиков, призванных на двухнедельные военные сборы, «партизан», как их называли в народе. Гадать, кто такие, долго не пришлось. Гхыкающий говор, суржик и интонации тут же дали ответ, приднестровцы. Мозги сработали автоматически, а как они тут оказались? Кто их сюда пропустил? Их что, транспортная милиция на вокзале не видела? А если видела, то почему бездействовала? А может была команда не мешать им пробираться в Белый Дом?
Одну сцену придётся описать. Группа «Альфа» заходила в здание уже ближе к часу. Никакой пальбы не было. Оружие задержанных сваливали в кучу в холле второго этажа. Выводили приднестровцев через задние входы, подгоняя грузовики вплотную к подъездам. Ближе к 4 часам дня в нижний холл у главного входа с набережной привели бледного и трясущегося Хасбулатова, откровенно наглого Макашова, спокойного, с достойной выправкой Руцкого и понурого Бабурина. Примерно 15-20 минут ждали старый львовский автобус и сопровождавший его бронетранспортёр с вооружёнными парнями. Телевизионщиков внутри не было. Они все ждали снаружи. Увезли, дело сделано. По-моему ни на одном канале бронетранспортёр в кадр не попал.
Объективная часть закончилась, дальше домыслы. Защитников Белого дома нужно было вытащить на активную операцию, чтобы иметь предлог применить против них силу. Для этого им и придали усиление в виде приднестровцев. Куда они рванут было и так понятно. Фефелов должен был их видеть около Останкино, но об этом помалкивает. А Шеин их видеть не мог, толпу сочувствующих у главного входа к этому времени уже разогнали. Кто устроил взрыв в Останкино, после которого началась стрельба с десятками погибших и кто стрелял с обеих сторон до сих пор не известно. А после стрельбы в Останкино зачистка Белого дома была уже делом техники. Задача выполнена, мятеж подавлен, в пролитой крови повинны хасбулатовцы. «Партизаны»-приднестровцы растворились в воздухе. Генерал Ерин награждён в Кремле президентом Ельциным.