Jan 10, 2013 00:34
Распад Незалежной породит новую Речь Посполитую под американским крылом
Во второй половине XIX века бурное экономическое развитие Российской империи практически не затронуло Западную Украину. Основные инвестиции тогда приходились на Юзовку (ныне Донецк), Одессу, Крым. Отсутствие как внешних инвестиций, так и местных амбициозных планов экономического развития не мешало, однако, "западникам" позиционировать себя как некое передовое, культурное и католическое сообщество, находящееся на более высоком уровне развития, чем поглотившая их Россия. В советское время - те же тенденции. Если в 50 - 80-е годы ХХ века юго-восточные области Украинской ССР переживали настоящий инвестиционный бум, то в западных областях почти ничего не менялось. Усилиями Госплана и СОПСа (Совета по размещению производительных сил при Госплане) в 60-80-е годы западноукраинские области получили наконец хоть какую-то экономическую динамику. Основной упор был сделан на туризм со сферой услуг и на развитие электронного машиностроения. Электронные предприятия строили Минприбор и Министерство промышленности средств связи СССР. По современным меркам, типичное отверточное производство.
Культурной и идеологической столицей Западной Украины был и остается красавец Львов, город, в котором генетическую нелюбовь ко всему российскому добавил в 1920 году Семен Буденный. Шиком у львовчан считалось говорить в быту на хорошем польском, а не на русском или украинском. С другой стороны, именно этот местный колорит и создал предпосылки для успешного развития туризма. Трускавецкая чудо-вода "Нафтуся", не уступающая карловарским водам, курорты Закарпатья с экзотическими для того времени горно-лыжными трассами, полные контрабанды барахолки Ужгорода, приятный климат - все это притягивало сюда курортников и мелких спекулянтов со всего СССР.
Вся эта совковая благодать с легким привкусом антисоветской бравады в одночасье рухнула 7 декабря 1991 года. Дюжина украинских областей, лишившись традиционного бизнеса, превратилась в устойчиво дотационные регионы. Что, впрочем, не помешало распространиться "львовскому менталитету" в 90-е годы на северные области Украины, в первую очередь Сумскую и Полтавскую.
И все же в то время как в 90-е годы Юго-Восточная Украина, набивая синяки и шишки, врастала в рынок, экономика северо-западной части страны фактически топталась на месте. Один транзит тяжелых фур из Европы в Россию и торговля не в состоянии прокормить 24 миллиона человек.
Вот в этом-то, по моему убеждению, и таится главный водораздел двух Украин. Мы по инерции смотрим на украинские проблемы глазами известного комментатора с Первого канала: пророссийский тот или иной кандидат или прозападный; на американские деньги он строит свою кампанию или с опорой на московских политтехнологов. Но можно ведь глянуть и по-другому. Элита Западной Украины прекрасно отдает себе отчет в том, что, стань президентом Янукович, наверняка западные области лишат республиканских дотаций и заставят жить "на свои". Поэтому и голосует за него весь Юго-Восток. А для сохранения нынешнего "продолжения банкета" нужен Ющенко, который будет обязан экономически поддержать электорат, приведший его к власти. Именно эти соображения вызвали столь высокую поляризацию в украинском обществе. Не будем также забывать, что толпу на майдане составляют люди 20-25 лет, родившиеся на рубеже 80-х и входившие в сознательную жизнь на рубеже 90-х под вопли о Мазепе и Скоропадском как спасителях Украины.
Украина