Под сводами Оперного дома (Среднего дворца) скульптура из Останкинского дворца смотрится иначе, чем в родных залах. Она уже не часть полихромных интерьеров, каждое произведение в белом пространстве баженовского дворца обрело самостоятельную значимость.
Долго определялось место для знаковой гипсовой статуи Останкина - Точильщика. И вот сейчас он смотрит на посетителей из экседры:
А раньше он жил за сценой, напоминая крепостным актерам графа Шереметьева о том, что бывает с теми, кто считает себя равным по таланту с богами. Ведь точит свой нож этот диковатый персонаж для Аполлона, собравшегося содрать кожу с возгордившегося фавна Марсия. Флейта, проклятая Афиной, была поднята Марсием. Научившись играть, дерзкий фавн вызвал на состязание Аполлона, за что и поплатился.
Останкинский Точильщик повторяет античную статую из Трибуны Уффици:
http://en.wikipedia.org/wiki/Tribuna_of_the_Uffizi_(painting)
В Оперном доме Точильщику не так одиноко - неподалеку от него расположились мраморные копии других антиков из собрания Уффици.
А в светлом пространстве большого зала Среднего дворца рядом с Точильщиком находится сам Аполлон.
Восходит этот бюст XVIII века к знаменитому Аполлону Бельведерскому:
С другой стороны сторожит Точильщика прекрасный Ахилл.
Главное место в зале заняла статуя Гигиеи.
По преданию статуя происходит с виллы императора Адриана в Тиволи.
Реставраторы XVIII века над ней потрудились, но в целом она сохранилась очень хорошо.
Продолжение следует...
Об Оперном доме:
http://cicerone2007.livejournal.com/96348.html