Мраморное надгробие прекрасного рыцаря в Кастелло Сфорцеско я увидела впервые пять лет назад. Оно сразу же запало в душу. Поэтому среди тех старых знакомых, которых надо было непременно навестить жарким днем этого лета, значился рядом с юной дамой из Польди-Пеццоли и Гастон де Фуа из Кастелло Сфорцеско. Перед отъездом в отпуск я купила книгу Аркадия Ипполитова «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI». В ней я нашла две странички об этом надгробии. Проиллюстрирую их своими фотографиями.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6519/27701632.57/0_78064_ac4f52e1_XL.jpg)
«Даже среди замечательных ломбардских памятников надгробие Гастона де Фуа выделяется особо. На мраморных подушках с мраморной же вышивкой покоится голова молодого придворного рыцаря, совсем юноши.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6622/27701632.57/0_78065_f26f465e_XL.jpg)
Его лицо украшено легкой курчавящейся бородкой, видно, только что отросшей, первой, руки скрещены ниже пояса и держат мраморный меч, чей конец по-фрейдистски обломан временем.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6419/27701632.57/0_78066_5c9b439_XL.jpg)
Лицо юноши, с полными губами и закрывающими глаза округлыми веками, очень красиво многообещающей юношеской красотой, ведь красота, по Стендалю, - это обещание счастья. Гастон де Фуа, воссозданный резцом Бамбайи, воплощает собой обещание счастья, и от его мраморной смерти веет таким покоем, что она совсем не страшна, а благостна, - чего ж бояться, если, умерев пятьсот лет тому назад, можно оставаться таким красивым и обещать так много счастья. Благоуханный покой ломбардской смерти.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/27701632.57/0_78067_c650282e_XL.jpg)
Юный принц Гастон де Фуа, сын Жана де Фуа и Марии Орлеанской, был внуком Элеоноры Арагонской, королевы Наварры. Любимец короля Людовика XII, он погиб в битве против испанцев при Равенне в 1512 году, в возрасте двадцати трех лет; это была большая потеря для французского рыцарства, так как, несмотря на свою юность, Гастон де Фуа уже заслужил прозвище Молния Италии за свои подвиги.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/27701632.57/0_78068_f1540cb2_XL.jpg)
Французы, тогда контролировавшие Милан, устроили ему пышные похороны и заказали гробницу лучшему из миланских скульпторов, Агостино Бамбайе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6621/27701632.57/0_78069_e92a992_XL.jpg)
Гробница была готова только в 1517 году, спустя пять лет после смерти Гастона, и представляла собой большую и сложную конструкцию, включавшую множество мраморных скульптур святых и рельефов с изображениями событий из жизни юного герцога Немурского.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/27701632.57/0_7806d_66e18122_XL.jpg)
Впоследствии гробницу размонтировали, некоторые ее фрагменты попали в различные музеи, в том числе в лондонский Музей Виктории и Альберта и туринскую Галерею Сабауда, но большая часть осталась в Милане, в том числе и само изображение Гастона де Фуа, перейдя в музей Кастелло Сфорцеско, где ему посвящен целый зал.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6622/27701632.57/0_78078_aedf5583_XL.jpg)
Скульптуры святых и рельефы тончайшей работы, окружающие молодого воина, покоящегося на вышитом мраморном ложе, как-то удивительно хрупки, и мраморная хрупкость ансамбля гробницы замечательно соответствует образу юного рыцаря, умершего в двадцать три года: смерть столь же сильно любила Гастона де Фуа, как и король Людовик XII. Вырвав его юность из-под власти времени, смерть наделила Гастона способностью вечно обещать счастье.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/27701632.57/0_7807f_6b429031_XL.jpg)
Мраморы Бамбайи изъедены временем: многие головы на рельефах отбиты, в скульптурах и в самом надгробии есть многочисленные утраты, так что они производят впечатление кусков сахара, тающих в воде, или тающего снега.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6520/27701632.57/0_78085_eaaedb94_XL.jpg)
Сияние тающего мрамора ореолом окружает спящего Гастона де Фуа, вечное таяние во времени, и что-то истомленное, истаявшее висит в воздухе вокруг лица юноши с округлыми веками и только-только пробившейся бородкой, что-то легкое, нежное и опасное, как знаменитый ломбардский туман, описанный всеми, но сегодня из Милана практически исчезнувший, так как его изгнала из города современность.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6420/27701632.57/0_7808c_9917332e_XL.jpg)
В творениях Бамбайи есть эта особая ломбардская туманность, смягчающая очертания предметов, и поэтому, быть может, готика и ренессанс в них не то чтобы смешиваются, но сливаются, и это слияние - особая черта все того же lo stile visconteo. Хотя впрямую Агостино Бамбайя с фамилией Висконти никак не был связан, его произведения, его мраморные вышитые подушки, его тающие рельефы, его Мадонны, наделенные грацией фарфоровых статуэток, очень близки изощренной роскоши вкуса первых герцогов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6421/27701632.57/0_78097_1f800e42_XL.jpg)
Надгробие Гастона де Фуа, наверное, лучшее произведение Бамбайи из дошедших до нас и самое впечатляющее, но когда-то его мраморные фасады, составленные из скульптур и рельефов, обильно украшали Милан, создавая ему славу одного из красивейших городов Италии, - мраморы исчезли, как и туманы, - сегодня впечатление о них можно составить лишь в зале Гастона де Фуа в Кастелло Сфорцеско и перед фасадом Павийской Чертозы».
/А. Ипполитов. Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI. М., 2012, с.48-50/
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6420/27701632.57/0_7809d_ffe3b575_XL.jpg)