Темпьетто Браманте

Feb 18, 2012 18:29

На Яникул мы поднимались неоднократно, но только во время осенней поездки в Рим нам посчастливилось по-настоящему увидеть знаменитый Храмик (именно так переводится на русский «Темпьетто») Браманте. Он был открыт! И во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио не было ни души. Мы входим в открытую дверь и видим небо:






Без переживания внутреннего пространства архитектура лишена жизни. Она превращается в монумент. Именно так существовал для меня Темпьетто раньше. И только войдя в этот совсем маленький храм (диаметр цилиндра, который увенчан куполом - 4,5 м), ты приобщаешься к чуду. Это пространство - для тебя. Темпьетто не рассчитан на толпу, он обращен к отдельному человеку. Здесь сразу же вспоминается «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола. В уста Бога ренессансный гуманист вложил слова, обращенные к человеку: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные». «О, высшая щедрость Бога-отца! - восклицает Пико, - О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!»
/Цитата по кн. В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.126/




Темпьетто, вероятно, самая идеальная постройка Ренессанса: храм-ротонда. Это часовня на месте, где, как считается, был распят апостол Петр. Заказ на строительство храмика Браманте получил в 1502 году от Католических королей Фердинанда и Изабеллы, поскольку как раньше, так и теперь монастырь Сан Пьетро ин Монторио принадлежит Испании. Рисунок Федерико Бароччи передает замысел Браманте. В процессе строительства лишь купол получил несколько иные очертания, а на вершине появился небольшой фонарик, увенчанный крестом.




Но замысел Браманте был воплощен лишь частично, поскольку этот храмик должен был по мысли архитектора находиться в центре круглого двора. Неосуществленный проект приводит в своей книге Серлио:




В монастырском дворе Темпьетто явно тесно. Это ощущаешь, когда пытаешься его сфотографировать. Да и выглядит он, несмотря на свои реальные размеры, монументально. Благодаря глубоким нишам он подчеркнуто весом. Как-то сразу вспоминается, что Петр значит «камень».




Над тосканскими колоннами из гранита располагается триглифно-метопный фриз. В метопах - рельефы с атрибутами Св.Петра и литургическими символами.




Темпьетто фотографируют обычно с запада, из-под арки. Обогнув храм, с удивлением видишь, что на востоке есть вход в крипту.




Ее декор относится к более позднему времени. Крипта была устроена по желанию папы Павла III в середине XVI века.




Это совсем маленькое пространство, которое видишь через решетку:




Вернемся к тому, что создал Браманте. Разглядывая детали Темпьетто, нельзя не согласиться с той характеристикой, какую дает архитектору в «Жизнеописаниях» Вазари. Говоря об «умении» архитектора, он замечает, что оно «распространилось не только на целые здания, им построенные, но и на обломы карнизов, на стволы колонн, на изящество капителей, баз, консолей, углов, сводов, лестниц, ризалитов, словом, на любые архитектурные формы, созданные по советам или образцам этого художника и неизменно поражавшие всякого, кто их видел».
http://lib.rus.ec/b/229265/read




Паломнические раковины в нишах, розетки в кессонах потолка, мраморные консоли с изящным растительным орнаментом. Все это оживляет, но совсем не перегружает здание.




Зайдем в Темпьетто еще раз. Процитирую В.Н.Гращенкова. «Природа ренессансной религиозности - сложная и многоплановая проблема До известной степени ее специфику можно видеть в увлечении эпохи центрально-купольными храмами. С одной стороны, это - самые классические и по стилю, и по духу постройки, плохо приспособленные для богослужения. С другой стороны, их сакральное содержание тяготеет к универсальной космичности, философской отвлеченности; в нем мало конкретной конфессиональности. Вот почему эти идеально прекрасные храмы, возобновлявшие архитектурные формы Пантеона и римских мавзолеев, не нуждаются в традиционной для церковных зданий развитой изобразительной декорации. Вместе с тем купол, своей чашей замыкающий вверху пространство храма, - один из самых эмоциональных символов. Его образ безотчетно внушает нам чувства и мысли, родственные тем, что возникают при созерцании голубого небосвода днем, темной бездны звездного неба - ночью. В самой его форме уже заложена идея вечности и бесконечности».
/ В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.125/




В нишах над окнами мы видим статуи евангелистов:




Они созданы столетием позже храма, но достаточно органично смотрятся в интерьере. Это - Марк:




В алтарной части восседает Св.Петр:




На рельефе мы видим его распятым вниз головой:




Мозаичные мраморные полы в технике космати украшают интерьер:




Изысканный орнамент прерывается отверстием в полу, сквозь которое мы видим еще одно отверстие уже в крипте. Считается, что там внизу сохранился след от креста, на котором распяли Св.Петра.




Палладио поместил описание Темпьетто в свои «Четыре книги об архитектуре» среди античных храмов. Тем самым творение Браманте уже в XVI веке приобрело значение эталона. Закончим же любование храмиком словами Палладио: «Мы, хотя и не поклоняемся ложным богам, но, соблюдая подобающее достоинство в форме храмов, изберем форму совершеннейшую и превосходнейшую, а поскольку таковая есть круг, ибо из всех фигур она единственная самая простая, однородная, ровная, прочная и вместительная, мы и будем делать храмы круглыми; ведь храмам эта фигура подобает особливо: и точно, будучи заключена в одной границе, в которой нельзя найти ни начала, ни конца и нельзя отличить одно от другого, и имея части, равные друг другу и одинаково причастные фигуре целого, и, наконец, имея край, в каждой своей части одинаково удаленный от центра, фигура эта в высшей степени способна воплощать единство, бесконечную сущность, однородность и справедливость Бога».
/Цитата по кн. В.Н.Гращенкова «История и историки искусства: Статьи разных лет», М., 2005, с.127/

Возрождение, Рим, архитектура

Previous post Next post
Up