Есть такое расхожее представление о музеях: нам, простым зрителям, показывают лишь небольшую часть, а самое интересное от нас прячут в фондах. Насколько это верно, предлагаю решить после знакомства с Blythe House - хранилищем фондов трех крупнейших музеев Лондона: Британского музея, Музея Виктории и Альберта, Музея науки. Экскурсию по этому огромному комплексу для нескольких российских музейщиков проводил главный хранитель Glenn Bencon. Вот он во дворе хранилища рядом с одним из экспонатов:
Музейные раритеты разместились в старом банковском здании на окраине Лондона. Разумеется, оно было реконструировано и приспособлено для новых функций. Знакомство со зданием мы начали с крыши. Гленн с гордостью демонстрировал нам насколько надежно ее покрытие.
Впрочем, и сама по себе крыша здания конца XIX века была очень эффектна:
Нельзя было не отвлечься и на лондонскую панораму:
С крыши мы начали постепенно спускаться с этажа на этаж, стремительно знакомясь с разными типами хранения. Большей частью хранилища выглядят так:
Все надежно спрятано, пронумеровано. И лишь изредка среди этих безликих поверхностей встречаются живые предметы. Кому-то не нашлось подходящего шкафчика, а кто-то возвращается с выставки, и просто не добрался до места:
Вот целая стайка богато украшенных пианино XIX века:
В музейном комплексе целые этажи отведены под реставрационные мастерские. Нам продемонстрировали как ведется восстановление китайского сундука, украшенного перламутром:
Так хранятся ткани и ковры:
Вскоре здесь должна начаться реконструкция. Вот как должны будут выглядеть залы, где смогут работать не только хранители, но и исследователи:
Мелкие вещи и сейчас расположены на вертикальных выдвигающихся стендах. Гленн продемонстрировал нам несколько забавных экспонатов:
Возможно, что многие из них так никогда и не покинут хранилища. Им не найдется места в постоянной экспозиции, они не впишутся ни в одну выставочную концепцию. Может быть, этот симпатичный вышитый лев так и останется вечным пленником музейного хранилища?
А что делать? В Музее Виктории и Альберта, например, есть коллекция произведений «дурного вкуса». Ее собирали в начале XX века с дидактическими целями. Сейчас дизайнеров учат иначе, а о коллекции знают только те, кто ее хранит.
Поскольку главный хранитель - сотрудник V&A, то мы больше знакомились с «закромами» этого музея. Разумеется, заглядывали и к соседям. Это экспонат Музея науки. Один из первых компьютеров:
А это хранение оружия Британского музея:
Вот кусочек древнеримской фрески:
Больше всего открытых экспонатов на стенах в отделе керамики. Привет из Средней Азии:
Рядом - голландский изразец:
Молодые люди вместе с собачками заглядываются на восточных красавиц:
Вот и сами дамы:
А это - тот дракончик, которого я уже показала. Его создатель Уильям де Морган, изумительный керамист, современник и соратник У.Морриса.
В хранилище мне, отнюдь не сотруднику музея, первые два часа было интересно. Потом несколько утомительно. Что совершенно понятно - эта экскурсия была для специалистов, которых больше интересовали климат или соблюдение норм пожарной безопасности, чем сами предметы. А нам, любителям, подавай, прежде всего, вещи! И для нас некоторые музеи создают открытое хранение. Прекрасный пример таких фондов есть и в нашей стране. Тем, кто не был, рекомендую посетить эрмитажный комплекс в Старой деревне:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_3_008.htmlНе пожалеете!