Венеция. Вспоминая Гварди

May 02, 2010 22:51

Среди мастеров венецианской ведуты XVIII века я больше всего люблю Франческо Гварди. Особенно его фантазии на темы разрушающегося города на берегу лагуны. Линии холмов тают на глазах, во влажном воздухе растворяются очертания зданий. Люди, заняты своими делами, повернуты к нам спинами, и вот-вот исчезнут из виду. Одна из самых красивых работ такого типа встретилась мне в нью-йоркском Метрополитене. Вот два фрагмента этого полотна:









Просматривая свои венецианские альбомы, я искала те виды, в которых есть отголоски работ Гварди. Пожалуй, вот эти панорамы, где солнечные лучи лишь едва пробиваются сквозь облака, а знаменитые здания словно слегка подсвечены, чуть-чуть напоминают о Гварди:







Еще одно остановленное мгновение ассоциируется у меня с "двориками" Гварди. Это - площадь Аббация. На нее выходят фасады церкви Санта-Мария-делла-Мизерикордия и скуолы Веккья-делла-Мизерикордия. «Мизерикордия» - милосердие. И старик-инвалид, которого вывезли погреться на солнце, здесь смотрится совершенно естественно.




И, наконец, о Гварди я всегда вспоминаю, глядя на одну из первых своих венецианских фотографий, сделанную с балкона собора Сан-Марко:




Вот фрагмент полотна Гварди, которое хранится сейчас в Галерее Франкетти, с изображением Пьяцетты:



http://www.artrenewal.org/pages/artwork.php?artworkid=24031&size=large

В этом-то и чудо Венеции. Нигде больше нельзя так приблизиться к XVIII веку. И даже не потому, что так много сохранилось от «века маски», а небо и море все те же. Только в этом городе можно проснуться от звона колоколов и услышать шуршание шагов, плеск воды и воркование голубей...

Италия, XVIII век, живопись, Венеция

Previous post Next post
Up